List

Заместитель декана факультета журналистики БГУ по учебной работе и образовательным инновациям рассказал корреспонденту «Журналиста» о прошедшей вступительной кампании, новых учебных дисциплинах и о крупнейшей за 20 лет реорганизации.

– Как в этом году прошла вступительная кампания на факультет журналистики БГУ?

Если коротко – то вступительная кампания прошла в штатном режиме, без накладок. В сентябре на факультет пришло почти 130 новых студентов дневной формы обучения.

Какие-то вещи не меняются из года в год: например, самый высокий конкурс (3,4 человека на место) по-прежнему на специальность «аудиовизуальная журналистика», а девушки все так же в большинстве – среди первокурсников их 80%. Но, конечно, были в нынешней «приемке» и новшества, на которых стоит остановиться подробнее.

В 2019 году увеличился набор на специальность «веб-журналистика», и этот акцент совершенно понятен: цифровая трансформация белорусских СМИ невозможна без квалифицированных кадров, которые понимают творческие и технологические нюансы выпуска интернет-медиа. В то же время мы прекратили набор на I ступень по специальности «менеджмент СМИ», параллельно открыв соответствующую профилизацию магистратуры. На наш взгляд, это логичнее: очень редко медиаменеджером, руководителем проекта становятся, едва окончив университет. А в магистратуру можно поступить и в более зрелом возрасте, с любым бэкграундом и опытом, чтобы добрать необходимые знания и компетенции. Безусловно, объявляя набор, мы несколько волновались: профилизация создавалась с нуля, учебный план – крайне насыщенный, продолжительность обучения немалая (год и восемь месяцев). Но конкурс в два человека на место ободрил нас – это тот кредит доверия, который выдали факультету абитуриенты.

Не отказываясь от своего фирменного творческого экзамена, в 2019 году факультет несколько модернизировал список вопросов для собеседования. В него вошли темы, связанные с современными реалиями медиасферы – например, блогами, социальными сетями. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы оценить не то, сколько абитуриент знает, а то, насколько он способен критически и самостоятельно рассуждать.

– Ольга Михайловна Самусевич, декан факультета, год назад в интервью «Журналисту» анонсировала новые учебные дисциплины и курсы. Можете ли более подробно рассказать об изменениях в программе?

Ощутимые изменения произошли в магистратуре, так как в 2019 году были радикально переработаны образовательный стандарт и учебные планы. В новом году появилось 18 новых дисциплин для специальности «журналистика» и 12 – для специальности «коммуникации». Среди них такие курсы, как «Государственная информационная политика», «Информационно-аналитическая работа», «Личная эффективность и управление карьерой», «Национальная идентичность Беларуси», «Создание и продвижение стартапов», «Стратегический медиарилейшенз», «Коммьюнити-менеджмент». Отмечу, что все новые дисциплины магистратуры преподаются не только на русском, но и на английском языке – для студентов иностранного отделения. Тот факт, что преподаватели факультета смогли всего за год качественно выполнить такую колоссальную работу, меня впечатлил.

Что касается I ступени, то настоящая реформа еще только предстоит – к работе над новым стандартом мы приступим, предположительно, не раньше 2020 года. Пока же факультет точечно вводит новые спецкурсы и факультативы. В этом учебном году студентов ждут новые дисциплины: «Верификация информации в журналистике», «Теория и практика создания телешоу», «Этикет и протокол медиасобытий», «Модели экономического развития зарубежных СМИ», «Цифровая журналистика», «Фотокомпозиция» и другие.

Когда факультет обсуждает целесообразность введения новой дисциплины, он ориентируется как минимум на три фактора. Первый – это общемировые тренды. Рекомендации Всемирного конгресса по журналистскому образованию (WJEC), предложения ЮНЕСКО, прогнозы Reuters Institute, Nieman Lab и других авторитетных структур – все эти документы тщательно изучаются и анализируются. Второй ориентир – потребности белорусской медиасферы. И здесь нам помогают консультации с руководителями ведущих СМИ. Например, в январе 2019 года мы собирали круглый стол, чтобы выслушать точку зрения редакторов относительно того, как должен быть организован учебный процесс. И, наконец, третий фактор – возможности и интересы самого факультета. Мы скорее введем факультатив на тему медиадизайна или визуальной журналистики, зная, что в последние годы у нас оформляется соответствующее научное направление, есть опытные специалисты, чем будем насыщать план дисциплинами с красивыми названиями типа «VR-журналитика», но ничем не подкрепленных содержательно. Добавлю, что интересы факультета – это мнения не только кафедр, но и студентов. В июне 2019 года мы приглашали представителей актива на заседание учебно-методической комиссии и обсуждали их идеи. Не обещаю, что мы учтем все пожелания на 100%, но выставленные студентами акценты, безусловно, постараемся сохранить.

В прошлом году факультет стал одной из экспериментальных площадок, на которых БГУ начал внедрять элементы дистанционного обучения – и студенты, и преподаватели вместе осваивали форматы вебинаров, учебных чат-сессий, онлайн-тестов. Сейчас порядка 140 дисциплин в той или иной форме доступны на образовательном интернет-портале. В перспективе от 5 до 20% аудиторной нагрузки будет переведено в формат дистанционных занятий, что сделает студентов журфака мобильнее и позволит им больше времени уделять сотрудничеству со СМИ.

– С 1 января 2019 года изменилось количество кафедр факультета. Расскажите подробнее об этих трансформациях.

Факультет пережил самую масштабную за последние 20 лет реорганизацию. Число кафедр уменьшилось с десяти до семи. Но студенты могут быть спокойны: единственное, что для них поменялось после всех преобразований – так это названия кафедр на титульных листах рефератов, отчетов и дипломных работ.

Если говорить о значимых последствиях, то стоит отметить как минимум три. В процессе слияний и поглощений образовалась кафедра медиалогии. Она призвана стать центром исследований в рамках теории журналистики и интегративной теории медиа – медиалогии. Здесь сосредоточены специалисты, которые работают на стыке журналистики и общественно-гуманитарных наук, таких как политология, социология, психология, право. Сегодня кафедра отвечает за подготовку магистрантов по специальности «журналистика».

Другим итогом стало появление кафедры периодической печати и веб-журналистики, которая обеспечивает выпуск студентов соответствующих специализаций. В центре внимания научных поисков кафедры крайне актуальная для белорусской медиасферы проблема «цифрового перехода» печатных СМИ, а также вопросы использования веб-технологий в журналистской практике. В рамках одной структуры нам удалось, с одной стороны, обеспечить необходимую преемственность научных школ, с другой – сформировать единую команду преподавателей профессиональных и технологических журналистских дисциплин.

Третий ощутимый результат реорганизации факультета – создание кафедры международной журналистики, отвечающей за обучение студентов одноименной специальности. Благодаря реорганизации коллектив исследователей журналистики пополнился специалистами в области иностранных языков. Полагаем, что это позволит кафедре успешнее решать исследовательские задачи, в число которых входит изучение передового опыта работы зарубежных массмедиа, анализ эффективности работы отечественных СМИ на международном информационном рынке.

– Насколько целесообразны эти преобразования?

Покажет время. Не скрою, были разные схемы реорганизации и они, естественно, вызывали острые дискуссии. Но выбранный руководством БГУ путь я бы назвал разумным компромиссом. Ведь, изменив структуру и, соответственно, сменив научно-педогагические акценты, мы при этом не потеряли ни одного сотрудника, не отказались от чьего-либо опыта и экспертизы. Поверьте, это дорогого стоит.

Мне кажется, что сложившееся на сегодня структура факультета не окончательная, а этапная, переходная. Структурные преобразования – это лишь одна из попыток  разрешить глубинные противоречия, которых за последние годы накопилось в системе журналистского образования и науки немало. Каково место журналистики в обществе? Какие вызовы стоят перед белорусской медиасферой? Какие кадры нужны для ее успешной работы? В зависимости от ответов на эти вопросы и будет выстраиваться архитектура факультета в будущем.

Лично я убежден, что журналист-профессионал должен сочетать в себе технологический универсализм и тематическую или профильную специализацию. Поэтому стык социально-гуманитарных, политических наук и информационных технологий – то междисциплинарное плато, на которое нам стоит постепенно выбираться, пусть это и менее комфортно, чем оставаться в привычной колыбели филологии.

– Успевает ли программа за изменениями в медиапространстве?

Как бы глубоко преподаватель не разбирался в предмете, какой бы широкий кругозор не имел, многие прикладные аспекты профессии может по-настоящему раскрыть только журналист-практик. Сегодня каждый четвертый преподаватель совмещает педагогическую деятельность с работой в сфере массовых коммуникаций, но мы постоянно ищем новые форматы, которые бы позволили вовлечь работников СМИ в учебный процесс.

В октябре 2018 года стартовал проект «Медиасреды на журфаке». Раз в неделю мы устраиваем для студентов мастер-классы с участием известных журналистов, специалистов по связям с общественностью, экспертов – за год прошло 20 встреч. Судя по отзывам, которые получил деканат, студенты оценили проект положительно, и он будет продолжен.

Также мы провели ревизию филиалов кафедр, придав сотрудничеству большую системность. Например, в апреле 2019 года был подписан договор о создании филиала кафедры телевидения и радиовещания на базе НГТРК. Понятно, что тесная связь с крупнейшим медиахолдингом, который уже много лет является одной из ключевых баз практики (только этим летом туда отправилось более 80 студентов) позволяет нам чутко реагировать на малейшие изменения в отрасли.

– Как факультет готовит студентов к работе с новыми медиа (социальные сети, мессенджеры, работа с визуальной информацией и т. д.)?

Что касается работы с новыми медиа, то они остаются в центре внимания факультета начиная с 2008 года, когда мы открыли специальность «веб-журналистика». Ее куратор и, как я говорю, «живой классик» теории белорусской интернет-журналистики доцент Александр Градюшко делает огромную работу в этой области, разрабатывая учебные курсы и пособия.

С прошлого года студенты изучают курс «Социальные медиа», посвященный специфике работы журналиста на платформах Web 2.0. А с нового учебного года – дисциплину «Управление социальными медиа», где акцент сделан на разработку и реализацию стратегии использования соцсетей в практике редакции СМИ. Год назад факультет серьезно взялся с развитие своих аккаунтов в социальных сетях и неплохо в этом преуспел: например, аудитория сообщества «ВКонтакте» органически выросла почти в два раза. Это заслуга как преподавателей (в частности, куратора нашего социальных аккаунтов – Ольги Пирог), так и студентов, которые вовлекаются в наполнение и администрирование страниц в соцсетях в процессе изучения соответствующих дисциплин.

В 2019 году факультет стал одним из основателей сетевого издания Mediana.by – интернет-СМИ для профессионального журналистского сообщества. В рамках дисциплин «Журналистское мастерство» и «Выпуск интернет-газеты» студенты активно участвовали проектировании веб-ресурса, его наполнении текстовым и мультимедийным контентом. Уверен, в следующем году мы не потеряем набранного темпа.

Понятно, что хочется больше. Сегодня факультету не освоить новые медиа полноценно без партнерства с IT-отраслью, компаниями и специалистами сектора Media Tech. Поэтому мы работаем над выстраиванием соответствующих связей. Пока еще рано говорить о конкретных проектах и курсах, но, очень надеюсь, что уже в 2020–2022 годах изучение журналистами основ программирования, Data Science и других дисциплин такого рода, а также научные исследования, к примеру, проблем AI-журналистики не будут казаться чем-то фантастическим.

Екатерина Каплун

Интервью опубликовано в №3, 2019 журнала «Журналист»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Posts

21 июля, 2020

«Рассматривать Telegram в черно-белых тонах и видеть в нем только зло неправильно»

Выступление для рубрики «Компетентный вторник» газеты «Беларусь сегодня», которое посвящено теме роста популярности мессенджера Telegram и связанными с этим последствиями […]

6 ноября, 2019

«Студенты будут учиться использовать квадрокоптер». Об инновациях на факультете журналистики БГУ и дрон-журналистике

Факультет журналистики БГУ отмечает 75-летие.  1 ноября 1944 года в одной из аудиторий, тогда еще двухэтажного корпуса, где сейчас размещается […]

17 октября, 2019

Владимир Степанов: «Нам нужно выбираться на междисциплинарное плато»

Заместитель декана факультета журналистики БГУ по учебной работе и образовательным инновациям рассказал корреспонденту «Журналиста» о прошедшей вступительной кампании, новых учебных […]

29 декабря, 2012

YouTube в Беларуси: обзор оригинальных шоу и каналов

Седьмой по популярности сайт Байнета (1,8 млн. посетителей по данным на октябрь 2012 года), YouTube может похвастать порядка 1,5 тысячей […]

4 марта, 2011

Топ-5 происшествий, который случились только в массмедиа и наших головах

«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через масс-медиа», – считал […]