Анализ динамики изменения названий региональных СМИ Беларуси демонстрирует волнообразный характер процесса, который во многом связан с эволюцией представлений редакций о своей социальной роли и задачах. Сегодня почти 40 % региональных газет сохраняют названия, данные в эпоху СССР, в основном в 1960-е гг. В 14–25 % случаев речь идет о значительной консервации образов и смыслов. Освоение интернет-среды и сопутствующие институциональные перемены заставляют СМИ изменять свои названия, формируя дополнительную смысловую пропасть между электронными и бумажными версиями.
Ключевые слова: региональные СМИ; номинативная модель; гемеронимы; пресонимы; нейминг и СМИ
Изучение названий СМИ (гемеронимов, пресонимов) – популярное направление лингвистических исследований (см., напр, отечественные [1] и зарубежные [2] работы по структурно-грамматическому анализу названий газет и журналов). Однако гемеронимы интересны не только как языковой феномен. Названия СМИ – результат консенсуса между установками властей, настроениями аудитории и потребностями рынка.Их динамика может выступать одним из значимых маркеров социокультурных процессов, характеризовать, помимо прочего, эволюцию представлений массмедиа о своих задачах и функциях в обществе.
Для изучения динамики в названиях белорусских региональных СМИ были отобраны 133 газеты, учредителями которых являются органы государственной власти (областные, районные, городские – для городов областного подчинения).
Большинство региональных СМИ Беларуси создавались властями централизованно, а в их названиях отразились общественно-политические тенденции, присущие конкретным историческим эпохам. Например, в названиях начала 1920-х гг. доминирует тезаурус революции: «Камунар», «Голос коммуниста», «Луч Интернационала», «Октябрьское эхо». Период 1930-х гг. – время создания сети «районок», обеспечивающих медийную поддержку процесса коллективизации: «Калгаснік на варце», «Калгаснік Талачыншчыны», «За калектывізацыю». В 1940-е гг., когда многие газеты превратились в подпольные «боевые листки», в названиях нашили отражение новые задачи и символы: «За Советскую
Родину», «Партызан», «Народны мсцівец». Административно-территориальная реформа середины 1960-х гг., которая привела к ликвидации части районов, а потом – к их восстановлению, стала поводом для пересмотра номинативной политики. В названиях воцарились идеологические доминанты эпохи «развитого социализма» – ритуальный, доведенный до формализма культ Ленина («Путь Ильича», «Ленінскім курсам», «Запаветы Леніна», «Заклік Ільіча»), образ грядущего коммунистического будущего («Агні камунізму», «Святло камунізму», «Будаўнік камунізму»). Последняя волна массовых переименований пришлась на начало 1990-х гг. После распада СССР газеты избавлялись от советских артефактов: это период появления нейтральных «Драгічынскіх веснікаў», «Лепельскіх краёў», «Воранаўскіх газет», где на первый план выходит семантика «бесстрастного информатора» о новостях и событиях конкретного региона. Как отмечает профессор О. Слука, также обращавшийся в своих работах к теме переименований, в этот период «большинство районных газет… поменяло свои бывшие партийные названия на более нейтральные и приближенные к целям тех или иных регионов» [3, с. 380]. Сегодня названия именно этого типа доминируют среди региональных СМИ (Таблица 1).
Таблица 1
Номинативные модели белорусских региональных СМИ
№ | Тип | Примеры | Доля, % |
1. | Вестник / веснік | Горацкі веснік, Веснік Чэрыкаўшчыны, Раённы веснік | 13 |
2. | Навіны / новости | Хойніцкія навіны, Навіны Камянеччыны, Навіны Палесся | 9 |
3. | Край | Асіповіцкі край, Родны край, Край Смалявіцкі | 9 |
4. | Правда / праўда | Полесская правда, Дняпроўская праўда, Прыпяцкая праўда | 7 |
5. | Заря / заря над | Зара над Друццю, Нарачанская зара, Заря, Зара | 5 |
6. | Голас / голос | Голас Веткаўшчыны, Народны голас, Голас Часу | 5 |
7. | Газета | Бераставіцкая газета, Лідская газета, Свіслацкая газета | 4,5 |
8. | Жизнь / жыццё | Кричевская жизнь, Жыццё Прыдзвіння, Бабруйскае жыццё | 3 |
9. | Маяк | Маяк Палесся, Маяк Прыдняпроўя, Маяк | 3 |
10. | Иное | 41,5 |
В то же время анализ показывает, что у почти 40 % региональных газет Беларуси сохраняются названия, данные в эпоху СССР, в основном, в 1960-е гг. (52 издания, рис. 1).
Рис. 1. Газеты, которые не меняли название со времен СССР либо сделали это достаточно поздно.
В ряде случаев такая приверженность традициям кажется оправданной (18 изданий). Не нуждаются в пересмотре емкие названия, не связанные с идеологемами конкретной эпохи и обозначающие местное население («Дняпровец», 1962 г.; «Кіравец», 1935 г.), род его занятий («Шахцёр», 1965 г.), а также названия, которые содержат образы, восходящие к архетипам культуры («Полымя», 1963 г.). Некоторые газеты – «Гомельская правда» (1938 г.), «Гродзенская праўда» (1939 г.) и др. – уже успели стать узнаваемыми брендами, изменение которых чревато слишком большими издержками.
Названия части газет (15 изданий) создавались в смысловом контексте советской идеологии, но содержат достаточно универсальные символы («заря», «маяк», «луч»), чтобы существовать самостоятельно. Впрочем, наличие сразу семи однообразных «зорь» (над Сожем, Друтью, Бугом и т. д.) и четырех «маяков» (Полесья, Приднепровья и др.) говорит о
необходимости ревизии названий.
Почти два десятка изученных газет (14 % от общего числа) демонстрируют настоящую «номинативную архаику» – сохранение в названиях рудиментарных образов советской эпохи, обветшалых лозунгов. «Савецкая вёска» (Дрибин, 1938 г.), «Да новых перамог» (Клецк, 1943 г.), «Святло Кастрычніка» (Мстиславль, 1963 г.), «Слава працы» (Копыль, 1963 г.), «Ударны фронт» (Шклов, 1963 г.), «Савецкае Палессе» (Ганцевичи, 1967 г.). Стоит добавить, что в некоторых регионах (Хойники, Кричев, Чериков и другие) демонтаж советских
названий начался только в 2000-е гг. Например, Лоевская газета «Серп и молот» выходила под таким названием вплоть до 2010 г., а Ивановская «Чырвоная звязда» – до 2017 г. Поиск корреляций между консервативностью названия газеты в конкретном районе и такими факторами, как уровень урбанизации, структура экономики, качество
жизни, взгляды населения и др., может стать темой для отдельного исследования.
Многие районные СМИ осознают несовременность своих брендов. Осваивая интернет-пространство, они конструируют иную идентичность, хотя де-юре сохраняют старые названия. Это видно, во-первых, по подбору доменных имен: треть изданий используют адрес, привязанный к региону, а не к бренду (например, издание «Савецкая вёска» доступно
по адресу dribin.by; «Маяк Прыдняпроўя» – bykhov.by). И хотя большинство сохраняет при оформлении веб-страниц фирменный логотип и название газеты, некоторые редакции уходят от этой схемы: на базе газеты «Веснік Чэрыкаўшчыны» создан портал CherikovNews с собственным стилем и слоганом. Портал «Шклов.info» стал цифровой реинкарнацией районной газеты «Ударны фронт», «Брагин.info» – «Маяка Палесся», «Дрогичин.by» – «Драгічынскага весніка» и т. д.
Анализ цепочек переименований газет показывает, что для региональных СМИ свойственна тяга к номинативной преемственности. К примеру, газета Березовского района на протяжении всех лет существования оставалась в рамках метафоры «света и огня»: от «Пламени» – к «Маяку коммунизма», а затем – к нейтральному «Маяку», который, согласно слогану, «Светит всегда, светит для всех!». Однако верно и то, что издания всегда остро реагировали на политическую конъюнктуру (до 1956 г. добрушская районная газета называлась «Сталінец», с 1962 г. – «Ленінец»), а также программные установки властей (формат агитлистовок в военный период, региональных информационных хабов – в наши дни). Сегодня от 14 до 25 % региональных газет Беларуси сохранили в своих названиях «обломки» советской идеологии, демонстрируя архаику на семантическом и структурном уровнях. Необходимость осуществления цифровой трансформации, завоевания симпатий нового поколения читателей заставляет редакции вовлекаться в очередной этап смены названий, а в широком смысле – в процесс переосмыслении своей идентичности.
Библиографические ссылки
1. Сімановіч В. М. Назвы беларускіх газет і часопісаў 1950–1960-х гадоў: структурна-граматычны аспект // Национальные культуры в межкультурной коммуникации (Новая парадигма охраны культурного и природного наследия): сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск (11–12 апреля 2019 г). / редкол.: Т. С. Супранкова (отв. ред.) [и др.]. Минск : Колорград, 2019. С. 289–297.
2. Мухаметзянова Л. Р. Гемеронимы ономастического медиапространства Республики Татарстан (структурно-грамматическая и функционально-прагматическая характеристика) // Вестник ТГГПУ. 2018. № 1(51). С. 107–110.
3. Слука А. Г. Беларуская журналістыка: падручнік. Мінск: БДУ, 2011. 447 с.