Владимир Степанов
Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия [Электронный ресурс] : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1 марта 2019 г./Белорус. гос. ун-т; редкол.: О.М. Самусевич (отв. ред.) [и др.]; под общ. ред. Н.А. Федотовой. – Минск: БГУ, 2019. – С. 189–192
Publication year: 2019

Современная медиасфера характеризуется высоким уровнем информационной зашумленности, что затрудняет социальную коммуникацию. В этих условиях для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей журналист должен обладать развитыми аналитическими способностями. Автор предлагает усовершенствовать процесс обучения для формирования у выпускников факультета журналистики соответствующих компетенций.

Ключевые слова: медиаобразование; профессиональные компетенции; информационно-аналитическая работа.

Благодаря «революции Web 2.0» массовая аудитория стала полноправным участником процессов медиапроизводства, потеснив СМИ. С одной стороны, это привело к появлению множества коммерчески успешных проектов (авторские блоги, массовые сообщества) и, как следствие, – формированию новых ниш медиарынка, его большему разнообразию. С другой стороны, многомиллионная интернет-аудитория стала генератором «информационного шума», источником или распространителем низкокачественного, часто недостоверного контента.

Оказавшись в новых условиях, профессиональное медиасообщество и индустрия СМИ вынуждены трансформироваться. Рост объемов информации диктует спрос на новые форматы работы и требует все большей автоматизации журналистского труда. С начала 2010-х гг. редакции постепенно внедряют машинные алгоритмы, которые успешно справляются с написанием новостных текстов на основе хорошо структурированных данных – финансовых отчетов, прогнозов погоды, спортивных, криминальных сводок. Искусственный интеллект (ИИ) делает эту работу оперативнее и надежнее человека: например, китайский робот, созданный для газеты Southern Metropolis Daily, тратит секунду на то, чтобы написать заметку в 300 слов, а система Syllabs подготовила 150 тыс. текстов о результатах региональных выборов во Франции всего за четыре часа. В 2016 году 9 из 14 информационных агентств в Европе использвали ИИ для написания материалов [1], а один из из пионеров в области роботизированной журналистики К. Хэммонд считает, что к 2030 году роботы будут писать около 90 % новостей [2].

Делегирование ИИ рутинных операций позволяет журналистам освободить больше времени для решения нетривиальных задач, в том числе – герменевтических. Тенденции последних лет показывают, что пресыщенная информацией аудитория все больше нуждается в объяснениях и толкованиях событий и явлений. Этим, в частности, вызвано возрождение в 2014 году концепции «объяснительной журналистики» (explanatory journalism) [3]. СМИ, придерживающиеся этого подхода (Vox, Meduza, Slate), предлагают читателям и зрителям не просто серии новостей, а снабжают их справочно-аналитическими материалами, в которых кратко – часто с применением инфографики – излагается суть проблемы, хронология событий, разъясняются сложные термины и др.

Таким образом, современному журналисту недостаточно играть роль сборщика и распространителя информации – с этим отлично справляются интернет-активисты, блогеры, техника и алгоритмы искусственного интеллекта. В то же время он должен быть способным находить явные или скрытые взаимосвязи, закономерности в собранных им фактах, интерпретировать и объяснять их. Это значит, что в число ключевых компетенций, которыми должен обладать профессиональный журналист, должны входить развитые аналитические навыки и высокая методологическая культура.

В Беларуси на общемировой тренд накладывается локальная специфика: Министерство информации, столкнувшееся с необходимостью модернизации системы СМИ, ориентирует редакции на то, что одним из залогов их конкурентоспособности является сильная аналитическая составляющая публикаций [4]. Здесь стоит оговориться: аналитический материал – это в первую очередь исследование проблемы, а не сумма мнений экспертов по теме, как это часто понимается в СМИ.

Однако профессиональное сообщество еще не осознает эту потребность в полной мере. Экспертный опрос 50 руководителей и ведущих специалистов белорусских СМИ, проведенный в ноябре 2018 года, показал, что лишь треть из них считают навыки информационно-аналитической работы важной компетенцией выпускника бакалавриата факультета журналистики (для сравнения: навыки по сбору и верификации информации отмечают более 70 %). Можно предположить, что в представлении практиков способность к аналитике – это штучный навык; компетенция, в большей мере присущая исследователю СМИ, и потому прививаемая точечно, например, в рамках магистратуры.

Один из способов формирования необходимых компетенций – постепенное обновление учебного плана, что на первоначальном этапе предполагает введение новых дисциплин в его вариативной части. В 2018 году в учебный процесс факультета журналистики БГУ был внедрен курс по выбору «Мониторинг СМИ и медийная аналитика» [5]. Небольшая по объему дисциплина (34 аудиторных часа, 2 зачетных единицы) носит исключительно прикладной характер. Ее задача – привить студентам навыки информационно-аналитической работы, которые будут полезны как в учебе – например, при подготовке дипломных исследований, магистерских диссертаций – так и в профессиональной деятельности. В ходе курса студенты учатся проводить мониторинг информационного пространства, создавать рейтинги СМИ, сайтов, аналитические и прогностические документы для отрасли медиа и коммуникаций. Дополнительная ценность дисциплины в том, что студенческие проекты имеют практическую значимость – например, это может быть мониторинг упоминаний БГУ в социальных медиа или аналитическая записка с оценкой реакции СМИ на какое-либо событие.

Данный эксперимент уместно продолжать, постепенно расширяя спектр учебных курсов и специализаций, связанных с медийной аналитикой (в том числе в рамках профилизации магистратуры – см. опыт Казанского федерального университета [6]). Так как это междисциплинарное поле, образовательная траектория, выстраиваемая с помощью подобных дисциплин, может иметь разные векторы развития – в сторону классической журналистики (экономический обозреватель-аналитик), рекламной деятельности, медиапланирования [7], политических технологий [8] и т. д.

Представляется, что в силу своего прикладного характера, тесной связи с практикой работы СМИ/PR-структур и научной методологии медиааналитика может стать тем локомотивом, который позволит достичь факультету журналистики ряда стратегических целей БГУ (практико-ориентированность исследований, монетизация их результатов). Кроме двух традиционных направлений работы факультета – подготовки квалифицированных специалистов и проведения научных изысканий – может оформиться еще одно: информационно-аналитическое сопровождение деятельности сферы медиапроизводства и массовой коммуникации, столь востребованное сегодня отраслью.

Библиографические ссылки

1. Fanta, A. Putting Europe’s Robots on the Map: Automated journalism in news agencies [Электронный ресурс] / A. Fanta. – Режим доступа: http:// reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/fles/2017-09/Fanta%2C%20Putting%20Europe%E2%80%99s%20Robots%20on%20the%20Map.pdf. – Дата доступа: 01.01.2019.
2. Роботы-журналисты: где и как их используют? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://robo-hunter.com/news/roboti-jurnalisti-gde-i-kak-ihispolzuyt6833. – Дата доступа: 01.01.2019.
3. Колесник, Ф. Все, что вы хотели знать про объяснительную журналистику [Электронный ресурс] / Ф. Колесник // Афиша Daily. – Режим доступа: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/technology/vse-chto-vy-hoteli-znat-pro-obyasnitelnuyuzhurnalistiku/. – Дата доступа: 01.01.2019

Карлюкевич, А.: У печатных СМИ всегда будет свой читатель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/opinions/view/u-pechatnyh-smivsegda-budet-svoj-chitatel-6454/. – Дата доступа: 01.01.2019.
5. Степанов, В. А. Мониторинг СМИ и медийная аналитика: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-23 01 08-03 Журналистика (веб-журналистика) [Электронный ресурс] / В. А. Степанов. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/212211. – Дата доступа: 01.01.2019.
6. Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ. Основные образовательные программы. Медиааналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/isfnmk/uchebnyj-process/osnovnye-obrazovatelnyeprogrammy. – Дата доступа: 01.01.2019.
7. Лешук, С. В. Медиаанализ и медиапланирование: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей 1-23 01 07 Информация и коммуникация / С. В. Лешук; Учреждение образования «Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы». – Утв. 14.12.17. – 2017.
8. Политический анализ и политтехнологии в медиасфере. ОСВО 1-26 81 15-2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/165142. – Дата доступа: 01.01.2019.