Текущие проекты

  • Социальные медиа и журналистика

    Выявление закономерностей и тенденций трансформации журналистской деятельности, вызванной развитием интернет-сервисов поколения Web 2.0.

    Начиная с середины 2000-х гг. социальные интернет-платформы (Facebook, Twitter, YouTube) оказывают сильное влияние на  практику работы СМИ. Возросшая творческая активность массовой аудитории и развитие блогосферы стали серьезными вызовами для журналистики, которые заставляют пересмотреть традиционные творческие и экономические подходы. В то же время сервисы Web 2.0 открыли новые возможности для сбора информации и дистрибуции контента СМИ, обратной связи с аудиторией.

    Комплексный и всесторонний анализ места социальных медиа в информационной сфере Беларуси и их роли в трансформации журналистской деятельности включен в НИР кафедры медиалогии и веб-журналистики Белорусского государственного университета.

     

    Направления  исследований

    1. Место и функции социальных медиа в информационном пространстве Беларуси, тенденции их развития;

    2. Феномен профессионального блогерства, проблемы активного встраивания авторов блогосферы в медиасистему;

    3. Эффективные стратегии сбора и верификации контента из социальных медиа, форматы его применения в творческой деятельности редакций СМИ;

    4. Стратегии дистрибуции контента СМИ в социальных медиа;

    5. Критерии оценки эффективности работы СМИ на социальных платформах (KPI);

    6. Методы и инструменты анализа социальных медиа.

     

    Результатами изысканий стали диссертационное исследование на тему: «Социальные медиа в процессах трансформации журналистской деятельности в Беларуси» (2017 год), а также ряд научных публикаций, справочных и аналитических документов.

    Собранный теоретический и эмпирический материал обобщен в учебных пособиях, лег в основу курсов «Редактор социальных медиа», «Зарубежные социальные медиа» и других дисциплин для студентов специальности «Журналистика (веб-журналистика)».

Завершенные проекты

  • Открытые государственные данные

    Создание «дорожной карты» по развитию проектов Open Data в Беларуси для укрепления обратной связи между властью и гражданами, стимулирования IT-индустрии и развития «экономики знаний».

    Исследование, выполненное в 2014–2015 гг. в рамках работы молодежной фабрики мысли «Умные сети», позволило оценить востребованность проектов Open Data в Беларуси и определить приоритетные направления работы для их воплощения.

    В ходе проекта в сентябре 2014 г. был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие около 50 респондентов – аналитиков, журналистов, IT-специалистов. Исследование показало, что более 80% респондентов сталкивались с проблемой доступа к информации белорусских органов государственной власти по причинам организационного, юридического, технического характера. Девять из десяти участников опроса высказались за создание национальной стратегии открытых государственных данных.

    Приоритетные шаги по развитию Open Data в Беларуси

     

     

     

     

     

     

     

    В то же время анализ зарубежного опыта показал, что работа по раскрытию данных трудоемка и должна носить комплексный характер. Если для внедрения отдельных технических решений достаточно сил неправительственных организаций и IT-активистов, то для выработки стратегических решений к процессу должно подключиться государство.

     

    Востребованность наборов открытых данных в Беларуси

     

     

     

     

     

     

    Результатом исследования стал проект программы «Открытые государственные данные» и примерный план ее реализации, презентованные в декабре 2015 г.

     

    Публикации по итогам проекта:

    Программа «Открытые государственные данные»

    Open Data в Беларуси: какие государственные данные нужно раскрыть в первую очередь и как это сделать

    Open Data: почему открытые данные важны для информатизации Беларуси

  • Медиаэкология

    Исследования информационной среды обитания человека на современном этапе и особенностей развития медийных экосистем.

    Медиаэкология – междисциплинарный научный подход, рассматривающий проблемы взаимодействия человека и медийной среды его обитания. С помощью научного и методологического аппарата медиаэкологии можно проанализировать специфические черты среды, формируемой «новыми медиа», изучить место журналиста и традиционных СМИ в этой экосистеме, оценить влияние новейший коммуникативных технологий на личность, социокультурные процессы в обществе.

    В рамках исследований на кафедре социологии журналистики БГУ под руководством В.П. Воробьева в 2010–2011 гг. были выделены и систематизированы основные черты подхода, проведена его апробация в качестве парадигмы исследований белорусского информационного пространства.

    В рамках проекта был разработан и апробирован спецкурс «Медиаэкология» для студентов Института журналистики БГУ (2011 год). Анонимное анкетирование показало, что девять из десяти слушателей спецкурса были им «в целом удовлетворены».

    В 2010–2011 гг. функционировал тематический блог «Медиаэкология в Беларуси», который наполнялся научно-методическими материалами, переводами, тематическими публикациями студентов и т. д. За время активной работы интернет-ресурса на нам было размещено около 50 материалов.

    Результаты исследований обобщены в диссертации на соискание степени магистра филологических наук «Экология личности в медиасистеме», успешно защищенной в 2011 году, а также в научных статьях и материалах конференций.

     

    Публикации по итогам проекта:

    Проблемное поле медиаэкологии: опыт демаркации научного направления

    Устойчивое развитие информационных экосистем как цель медиэкологии