Информационно-аналитическая работа

Цель учебной дисциплины – сформировать у магистрантов навыки информационно-аналитической работы, необходимые для создания документов соответствующего характера либо организации их подготовки.

Специальность Журналистика
Семестр 1
Зачетных единиц
3
Всего часов 90
Аудиторных часов 34
Лекции 10 часов
Практические занятия 22 часа
УСР 2 часа
Форма аттестации Зачет

Задачи учебной дисциплины

1. Дать представление о базовых принципах, формальных и содержательных аспектах информационно-аналитической работы;

2. Сформировать навыки по эффективной организации сбора (мониторинга), обработки и хранения информации, необходимой для научно-исследовательской и профессиональной деятельности;

3. Научить применять основные методы и инструменты прикладного анализа и прогнозирования;

4. Изучить технологию подготовки востребованных видов информационно-аналитических документов.

Учебный план

  • Тема 1. Цели, задачи, принципы информационно-аналитической работы

    Введение в дисциплину, обзор рынка информационно-аналитических услуг в Беларуси и тенденции его развития.

    Ключевые понятия, цели и задачи информационно-аналитической работы. Аналитическая деятельность, журналистика, управление, наука: сходства и различия. Принципы информационно-аналитической деятельности. Типичные ошибки аналитика. Алгоритм работы аналитика, разведывательный цикл. Информационно-аналитические подразделения и организации: типичные задачи, структура, формат работы. Рынок информационно-аналитических услуг в Беларуси и тенденции его развития. Обзор отечественных «фабрик мысли» (Think tanks).

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    Форма контроля знаний: доклад

    Лекция 1 

  • Тема 2. Работа с источниками информации

    Организация мониторинга открытых источников, методы и технологии обработки и хранения информации.

    Виды информации (политическая, социальная, экономическая, научно-техническая). Методы сбора первичной информации (наблюдение, опрос, фокус-группа, глубинное интервью). Источники вторичной информации (госорганы, СМИ, библиотеки, базы данных, архивы и др.), специфика работы с ними. Организация мониторинга открытых источников (OSINT). Формулирование поисковых запросов. Технологии выгрузки данных. Оценка собранных сведений, надежность и достоверность информации, проблема верификации. Обработка текста (реферирование, аннотирование, конспектирование). Систематизация и хранение информации. Программное обеспечение для информационно-аналитической работы (Evernote, OneNote, SiteSputnik, Datacol и др.).

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 6 часов
    Форма контроля знаний: отчет

    Лекция 2

  • Тема 3. Методы анализа и прогнозирования

    Базовые аналитические методы и процедуры, технология подготовки прогнозов.

    Методологические основы аналитической работы. Логические законы. Системный подход. Базовые аналитические методы и процедуры. Алгоритм анализа документа (неформализованные методы). Ситуационный анализ. SWOT-анализа. Анализ пяти сил Портера. PESTLE-анализ. Статистические методы анализа. Принципы прогнозирования. Виды прогнозов. Основные интуитивные и формализованные методы прогнозирования (аналогия, экстраполяция и др.). Технология подготовки прогнозов с помощью экспертных методов (мозговой штурм, метод Делфи, анкетирование). Сценариотехника.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 8 часов
    Форма контроля знаний: презентация

    Лекция 3  

  • Тема 4. Подготовка информационно-аналитических документов

    Общие требования к информационно-аналитическим документам: объем, структура, стиль, оформление.

    Общие требования к информационно-аналитическим документам: объем, структура, стиль, оформление. Качества корректного аналитического документа. Методы и технологии визуализации данных. Мониторинговые документы (дайджест, сводка, клиппинг, dashboard). Справка (досье). Аналитический обзор (записка, отчет, доклад). Прогноз. Стратегия.

    Лекции: 4 часа
    Практические занятия: 6 часов
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 4  

Информационно-методическая часть

Основная литература

  1. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / под ред. В. Семенова, В. Колесникова. – СПб.: Питер, 2014. – 432 с.
  2. Райхман, И. Практика медиа измерений: аудит, отчетность, оценка эффективности PR / И. Райхман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 432 с.
  3. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований / под общ. ред. А.П. Дербина. – Минск: ИАЦ, 2018. – 180 с.
  4. Справочно-аналитическая информация о деятельности отрасли СМИ и печати в 2018 году. Ведомственное издание. – Минск: Министерство информации Республики Беларусь, 2018. – 160 с.
  5. Ющук, Е. Конкурентная разведка: учеб. пособие (в 2 ч.) / под ред. Е.Л. Ющука, А.А. Мальцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. – Ч.1. – 210 c.
  6. Ющук, Е. Конкурентная разведка: учеб. пособие (в 2 ч.) / под ред. Е.Л. Ющука, А.А. Мальцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. – Ч.2. – 224 c.

Дополнительная литература

  1. Ахременко, А.С. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие / А.С. Ахременко. – М.: Гардарики, 2006. – 333 с.
  2. Бурьяк, А. Аналитическая разведка / А. Бурьяк [Электронный ресурс]. – режим доступа: analytical.narod.ru/Index.htm. – дата доступа: 01.05.2019.
  3. Гецов, Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты / Г.Г. Гецов. – М.: Знание, 1989. – 144 с.
  4. Гордукалова, Г. Анализ информации. Методы, технологии, организация / Г. Гордукалова. – М: Профессия, 2009. – 512 с.
  5. Дегтярев, А.А. Прикладной политический анализ: электронный учебник для студентов-политологов / А.А. Дегтярев. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2010. – 546 с.
  6. Желязны, Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям / Д. Желязны: пер. с англ. А. Мучника и Ю. Корнилович. – 6-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 304 с.
  7. Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учеб. пособие / Научный редактор Д.И. Полывянный. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2012. – 120 с.
  8. Кузнецов, И. Информация: сбор, защита, анализ: учебник по информационно-аналитической работе / И. Кузнецов. – М.: ООО Изд. Яуза, 2001. – 320 с.
  9. Левкин, И.М., Микадзе, С.Ю. Добывание и обработка информации в деловой разведке / И.М. Левкин, С.Ю. Микадзе. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 460 с.
  10. Махов, С.Ю. Аналитика безопасности. Учебное пособие / С.Ю. Махов.– Орел: МАБИВ, 2013. – 340 c.
  11. Методы информационно-аналитической деятельности: науч.-практ. сб. / Кемеровский государственный университет культуры и искусств; науч. ред. И.С. Пилко. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 228 с.
  12. Нежданов, И. Аналитическая разведка для бизнеса / И. Нежданов. – М.: Ось-89, 2008. – 329 с.
  13. Плэтт, В. Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы / Пер. с английского Е.Б. Пескова. Под ред. А.Ф. Федорова. – М.: Издательство иностранной литературы, 1958. – 341 с.
  14. Степанов, В. Навыки информационно-аналитической работы в системе профессиональных компетенций журналиста / Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия [Электронный ресурс]: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1 марта 2019 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: О.М. Самусевич (отв. ред.) [и др.]; под общ. ред. Н.А. Федотовой. – Минск: БГУ, 2019. – С. 189–192
  15. Ющук, Е. Интернет-разведка. Руководство к действию / Е. Ющук. – М.: Вершина, 2007. – 256 с.

Практические занятия

Задания, тесты и упражнения доступны пользователям электронного образовательного портала БГУ

Вопросы к зачету

  1. Информационно-аналитическая работа: понятия, цели, задачи. Сходство и различие между аналитической и журналистской, научной, управленческой деятельностью.
  2. Принципы информационно-аналитической работы.
  3. Разведывательный цикл. Алгоритм работы аналитика.
  4. Рынок информационно-аналитических услуг в Беларуси, тенденции его развития. Белорусские think tanks («фабрики мысли»).
  5. Виды информации и ее источники. Понятие и сущность OSINT.
  6. Методы и инструменты сбора первичной информации.
  7. Специфика и технология работы с источниками вторичной информации.
  8. Формулирование поисковых запросов. Технологии выгрузки данных.
  9. Методы оценки собранных сведений. Проблема достоверности информации.
  10. Технология обработки текстовой информации. Реферирование. Конспектирование.
  11. Регистрация, классификация, каталогизация информации. Подходы и инструменты для организации базы знаний.
  12. Методологические основы аналитической работы. Логические законы. Суть системного подхода.
  13. Базовые аналитические методы и процедуры.
  14. Алгоритм анализа документа с применением неформализованных методов. Специфика анализа материалов СМИ.
  15. Ситуационный анализ. Алгоритм проведения SWOT-анализа.
  16. Анализ пяти сил Портера. PESTLE-анализ.
  17. Принципы прогнозирования. Виды прогнозов.
  18. Основные интуитивные и формализованные методы прогнозирования (аналогия, экстраполяция и др.).
  19. Технология подготовки прогнозов с помощью экспертных методов.
  20. Сценариотехника как прогностическая технология.
  21. Общие требования к информационно-аналитическим документам: объем, структура, стиль, оформление.
  22. Востребованные методы и технологии визуализации данных.
  23. Форматы мониторинговых документов, их особенности.
  24. Технология подготовки справки. Порядок создания досье на организацию, персону.
  25. Структурные и содержательные требования к аналитической записке.
  26. Стратегия, прогноз как разновидности аналитических документов.

Расписание занятий

18 - 24 Ноябрь, 2019
18 Пон
19 Вто
20 Сре
21 Чет
22 Пят
23 Суб
24 Вос
18
Событий не найдено
20
Событий не найдено
21
Событий не найдено
22
Событий не найдено
23
Событий не найдено
24
Событий не найдено

Подписаться на рассылку курса

Получайте объявления, учебные материалы, задания на вашу электронную почту.