Цель учебной дисциплины – сформировать у магистрантов навыки информационно-аналитической работы, необходимые для создания документов соответствующего характера либо организации их подготовки.
Цель учебной дисциплины – сформировать у магистрантов навыки информационно-аналитической работы, необходимые для создания документов соответствующего характера либо организации их подготовки.
Специальность | Журналистика |
Семестр | 1 |
Зачетных единиц |
3 |
Всего часов | 90 |
Аудиторных часов | 34 |
Лекции | 10 часов |
Практические занятия | 22 часа |
УСР | 2 часа |
Форма аттестации | Зачет |
Задачи учебной дисциплины
1. Дать представление о базовых принципах, формальных и содержательных аспектах информационно-аналитической работы;
2. Сформировать навыки по эффективной организации сбора (мониторинга), обработки и хранения информации, необходимой для научно-исследовательской и профессиональной деятельности;
3. Научить применять основные методы и инструменты прикладного анализа и прогнозирования;
4. Изучить технологию подготовки востребованных видов информационно-аналитических документов.
Ключевые понятия, цели и задачи информационно-аналитической работы. Аналитическая деятельность, журналистика, управление, наука: сходства и различия. Принципы информационно-аналитической деятельности. Типичные ошибки аналитика. Алгоритм работы аналитика, разведывательный цикл. Информационно-аналитические подразделения и организации: типичные задачи, структура, формат работы. Рынок информационно-аналитических услуг в Беларуси и тенденции его развития. Обзор отечественных «фабрик мысли» (Think tanks).
Лекции: 2 часа
Практические занятия: 2 часа
Форма контроля знаний: доклад
Виды информации (политическая, социальная, экономическая, научно-техническая). Методы сбора первичной информации (наблюдение, опрос, фокус-группа, глубинное интервью). Источники вторичной информации (госорганы, СМИ, библиотеки, базы данных, архивы и др.), специфика работы с ними. Организация мониторинга открытых источников (OSINT). Формулирование поисковых запросов. Технологии выгрузки данных. Оценка собранных сведений, надежность и достоверность информации, проблема верификации. Обработка текста (реферирование, аннотирование, конспектирование). Систематизация и хранение информации. Программное обеспечение для информационно-аналитической работы (Evernote, OneNote, SiteSputnik, Datacol и др.).
Лекции: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
Форма контроля знаний: отчет
Методологические основы аналитической работы. Логические законы. Системный подход. Базовые аналитические методы и процедуры. Алгоритм анализа документа (неформализованные методы). Ситуационный анализ. SWOT-анализа. Анализ пяти сил Портера. PESTLE-анализ. Статистические методы анализа. Принципы прогнозирования. Виды прогнозов. Основные интуитивные и формализованные методы прогнозирования (аналогия, экстраполяция и др.). Технология подготовки прогнозов с помощью экспертных методов (мозговой штурм, метод Делфи, анкетирование). Сценариотехника.
Лекции: 2 часа
Практические занятия: 8 часов
Форма контроля знаний: презентация
Общие требования к информационно-аналитическим документам: объем, структура, стиль, оформление. Качества корректного аналитического документа. Методы и технологии визуализации данных. Мониторинговые документы (дайджест, сводка, клиппинг, dashboard). Справка (досье). Аналитический обзор (записка, отчет, доклад). Прогноз. Стратегия.
Лекции: 4 часа
Практические занятия: 6 часов
Форма контроля знаний: проект