Мониторинг СМИ и медийная аналитика

Цель учебной дисциплины – познакомить студентов с основными методами, технологиями и инструментами мониторинга и анализа информационного пространства, медийных измерений.

Специальность Веб-журналистика
Семестр 5
Зачетных единиц
2
Всего часов 90
Аудиторных часов 34
Лекции 8 часов
Практические занятия 24 часа
УСР 2 часа
Форма аттестации Экзамен

Задачи учебной дисциплины

1. Научить студентов основам мониторинга СМИ;

2. Привить базовые навыки информационно-аналитической работы, обучить методам и приемам медиааналитики;

3. Познакомить студентов с теорией и практикой медиаизмерений, методологией расчета рейтингов;

4. Рассмотреть актуальные методы медийных (коммуникативных) исследований, прогнозирования развития отрасли СМИ и сферы массовой коммуникации;

5. Дать представление о медийном экспертном сообществе в Беларуси и формах взаимодействия с ним.

Учебный план

  • Тема 1. Мониторинг информационного пространства

    Методы, технологии, инструменты мониторинга СМИ и интернет-ресурсов.

    Мониторинг СМИ: основные понятия (инфополе, повестка дня, объект интереса, сюжет и др.), задачи, этапы подготовки. Зарубежный и белорусский рынки мониторинга. Специфика организации мониторинга для нужд редакции, PR-структуры. Особенности мониторинга разных типов СМИ, веб-ресурсов. Инструментарий специалиста по мониторингу. Обзор автоматизированных мониторинговых систем. Формирование выборки источников (рейтинги, базы СМИ, ресурсы Deep Web). Создание поискового запроса. Определение качественных и количественных параметров мониторинга. Подготовка отчетности: методы и технологии визуализации, обработки информации (реферирование, аннотирование), популярные форматы мониторинговых документов (клиппинг, дайджест, обзор, сводка, дэшборд).

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 6 часов
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: отчет

    Лекция 1 

  • Тема 2. Медийная аналитика

    Прикладные информационно-аналитические исследования СМИ и интернет-ресурсов.

    Информационно-аналитические документы (досье, справка, аналитическая записка): общие методы создания, основные формальные и содержательные требования, популярные форматы. Инструменты аналитика. Количественные и качественные параметры, используемые в медиаанализе. Методики расчета сложных показателей, индексы и коэффициенты. Анализ репутации объекта интереса в СМИ. Анализ освещения темы в СМИ (эффективность PR в конкурентной среде). Анализ информационной повестки СМИ. Анализ основных тенденций информационного поля.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 6 часов
    Форма контроля знаний: презентация

    Лекция 2

  • Тема 3. Медиаметрия и рейтинги СМИ

    Теория и практика медиаизмерений.

    Медиаметрия в системе СМИ. Зарубежный и белорусский рынки медиаизмерений: история развития, ключевые компании, юридические рамки их деятельности. Особенности проведения медиаизмерений интернет-СМИ, социальных медиа, блогов. Количественный и качественные методы медиаметрии (опросы, интервью, анализ трафика, онлайн-панели и др.). Основные показатели и индексы. Популярные рейтинги СМИ и веб-ресурсов: источники данных, технологии их сбора и обработки, методология расчета.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 6 часов
    Форма контроля знаний: презентация

    Лекция 3  

  • Тема 4. Прикладные исследования СМИ

    Приемы и методы изучения медиатехнологий в интересах науки и бизнеса.

    Методы медийных (коммуникативных) исследований. Источники данных для анализа отрасли СМИ (статистика, официальные документы, информационные базы и др.). Маркетинговые исследования СМИ: анализ медиарынка, определение целевых групп и потребительского поведения, аудит качества работы редакции, конкурентный анализ. Техники анализа рисков. Методы и приемы прогнозирования развития сферы массовых коммуникаций (SWOT, PEST, моделирование, сценариотехника, экспертиза и т. д.). Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 6 часов
    Форма контроля знаний: отчет

    Лекция 4  

Информационно-методическая часть

Основная литература

  1. Земляная, Ю. Мониторинг и аналитика СМИ. От теории к практике [Электронный ресурс] / Ю. Земляная. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/SCAN_IF/ss-58704992. – Дата доступа: 01.09.2018.
  2. Ларионов, Е. Краткое руководство по медиаанализу и оценке эффективности PR [Электронный ресурс]/ Е. Ларионов. – АКОС, 2015. – 34 с.
  3. Левкин, И.М., Микадзе, С.Ю. Добывание и обработка информации в деловой разведке / И.М. Левкин, С.Ю. Микадзе. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 460 с.
  4. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / под ред. В. Семенова, В. Колесникова. – СПб.: Питер, 2014. – 432 с.
  5. Продвинутый поиск в Гугл [Электронный ресурс] / Hackware. – Режим доступа: http://hackware.ru/?p=5996. – Дата доступа: 01.09.2018.
  6. Продвинутый поиск в Яндекс [Электронный ресурс] / Hackware. – Режим доступа: https://hackware.ru/?p=6045. – Дата доступа: 01.09.2018.
  7. Райхман, И. Практика медиа измерений: аудит, отчетность, оценка эффективности PR / И. Райхман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 432 с.
  8. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2015 год / под общ. ред. А.П. Дербина. – Минск: ИАЦ, 2016. – C. 109–167.
  9. Скобелев, В.Д. Медиаметрия: учебное пособие / В.Д. Скобелев. – СПб., изд. СПбГИКиТ, 2018. – 156 с.
  10. Справочно-аналитическая информация о деятельности отрасли СМИ и печати в 2017 году. Ведомственное издание. – Минск.: Министерство информации Республики Беларусь, 2017. – 154 с.
  11. Универсальная журналистика: Учебник для вузов / под ред. Л.П. Шестеркиной. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 480 с.
  12. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 240 с.
  13. Ющук, Е. Конкурентная разведка: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Ющука, А.А. Мальцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2016. – Ч.2. – 224 c.

Дополнительная литература

  1. Андрусенко, А. Операторы поисковых систем Google и Яндекс[Электронный ресурс] / А. Андрусенко. – Режим доступа: https://livepage.pro/knowledge-base/google-yandex-search-operators.html. – Дата доступа: 01.09.2018.
  2. Баранова, Е.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / Е.В. Баранова. – Минск: Выш. шк., 2012. – 174 с.
  3. Воскресенская, Н.Г. Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа: Учебно-методическое пособие / Н.Г. Воскресенская, Е.Г. Фирулина. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 66 с.
  4. Дмитриев, Е. Социология журналистики. Конспект лекций / Е. Дмитриев. – Мн.: БГУ, 2001. – 150 с.
  5. Ефимова, Н.В. Практикум по контент-анализу: учебно-методическое пособие / Н.В. Ефимова. – Мн.: БГУ, 2015. – 135 с.
  6. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие / под ред. И. Фомичевой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 236 с.
  7. Какие радиостанции популярны в Минске и областных городах: исследование ГЕВС за 1 полугодие 2018 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://marketing.by/analitika/kakie-radiostantsii-populyarny-v-minske-i-oblastnykh-gorodakh-issledovanie-gevs-za-1-polugodie-2018-/. – Дата доступа: 15.10.2018.
  8. Кузнецов, И. Информация: сбор, защита, анализ: учебник по информационно-аналитической работе. – М.: ООО Изд. Яуза, 2001. – 320 с.
  9. Литвинович, В.М. Мировая практика и отечественный опыт применения метода телефонного интервью по технологии CATI / В.М. Литвинович //Социология: научно-теоретический журнал, Белорусский государственный университет. – 2014. – № 2. – С.121–129.
  10. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание. / К. Нэреш Малхотра. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 960 с.
  11. Масленкова, Е. Маркетинговые исследования: учеб.-метод. пособие / Е. Масленкова. – Мн.: МИТСО, 2006. – 76 с.
  12. Медиаисследования. Основные показатели [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alkasar.by/media-glossary/. – Дата доступа: 15.10.2018.
  13. Назаров, М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 360 с.
  14. Фомичева, И. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию: учеб.пособие / И. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 156 с.
  15. Черчилль Г., Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.Л. Багиева / Г. Черчилль, Т. Браун. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
  16. Что смотрят беларусы разных возрастов на ТВ. ТОП популярных программ и сериалов по итогам января-апреля 2018 года[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://marketing.by/analitika/chto-smotryat-belarusy-raznykh-vozrastov-na-tv-top-populyarnykh-programm-i-serialov-po-itogam-yanvar/. – Дата доступа: 15.10.2018.
  17. Ющук, Е. Интернет-разведка. Руководство к действию / Е. Ющук. – М.: Вершина, 2007. – 256 с.
  18. Wimmer, Roger D. Mass Media Research: Introduction 9th edition / Roger D. Wimmer, Joseph R. Dominick. – USA, Boston: CL, 2010. – 464 p.

Практические занятия

Задания, тесты и упражнения доступны пользователям электронного образовательного портала БГУ

Темы рефератов

  1. OSINT: понятие, приемы, инструменты
  2. Автоматизированные системы мониторинга информационного пространства: обзор рынка
  3. Технологии изучения общественных настроений
  4. Маркетинговые исследования: понятие, приемы, инструменты
  5. Конкурентный анализ в СМИ
  6. Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия
  7. Качественные методы медийных исследований
  8. Источники данных для анализа отрасли СМИ в Беларуси
  9. Методы и приемы прогнозирования развития сферы массовых коммуникаций

Вопросы к экзамену

1. Мониторинг СМИ: задачи, этапы подготовки, терминология.
2. Организация мониторинга информационного пространства. Рынок мониторинговых исследований в Беларуси и за рубежом.
4. Основные инструменты мониторинга. Обзор ведущих автоматизированных систем и их возможностей.
5. Правила формирования поискового запроса. Ключевые поисковые операторы Google и «Яндекс».
6. Качественные и количественные параметры мониторинга.
7. Методы и технологии обработки и визуализации данных для отчета.
8. Виды мониторинговых документов и их особенности.
9. Форматы информационно-аналитических документов (досье, справка, аналитическая записка и т. д.), основные требования к форме и содержанию.
10. Обзор основных методов и технологий работы медиааналитика.
11. Количественные и качественные параметры, применяемые в медийном анализе.
12. Интегрированные показатели, индексы и коэффициенты медиаанализа.
13. Анализ репутации объекта интереса в СМИ: порядок проведения.
14. Анализ освещения темы в СМИ: порядок проведения.
15. Анализ информационной повестки СМИ: порядок проведения.
16. Анализ основных тенденций информационного поля: порядок проведения.
17. Медиаизмерения в Беларуси и за рубежом: понятия, принципы, подходы, ключевые игроки на рынке.
18. Количественные и качественные методы медиаметрии, их достоинства и недостатки.
19. Основные показатели и индексы, применяемые в медиаизмерениях.
20. Рейтинги СМИ и интернет-ресурсов: источники данных, технология обработки, методология расчета.
21. Обзор методов медийных (коммуникативных) исследований.
22. Основные источники данных для прикладных медийных исследований.
23. Анализ медиарынка с помощью инструментов маркетинговых исследований.
24. Конкурентный анализ в СМИ. Аудит качества работы редакции.
25. Прогнозирование развития сферы массовых коммуникаций: методы и подходы.
26. Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.

Расписание занятий

11 - 17 Февраль, 2019

Подписаться на рассылку курса

Получайте объявления, учебные материалы, задания на вашу электронную почту.