Цель учебной дисциплины – познакомить студентов с основными методами, технологиями и инструментами мониторинга и анализа информационного пространства, медийных измерений.
Цель учебной дисциплины – познакомить студентов с основными методами, технологиями и инструментами мониторинга и анализа информационного пространства, медийных измерений.
Специальность | Веб-журналистика |
Семестр | 5 |
Зачетных единиц |
2 |
Всего часов | 90 |
Аудиторных часов | 34 |
Лекции | 8 часов |
Практические занятия | 24 часа |
УСР | 2 часа |
Форма аттестации | Экзамен |
Задачи учебной дисциплины
1. Научить студентов основам мониторинга СМИ;
2. Привить базовые навыки информационно-аналитической работы, обучить методам и приемам медиааналитики;
3. Познакомить студентов с теорией и практикой медиаизмерений, методологией расчета рейтингов;
4. Рассмотреть актуальные методы медийных (коммуникативных) исследований, прогнозирования развития отрасли СМИ и сферы массовой коммуникации;
5. Дать представление о медийном экспертном сообществе в Беларуси и формах взаимодействия с ним.
Мониторинг СМИ: основные понятия (инфополе, повестка дня, объект интереса, сюжет и др.), задачи, этапы подготовки. Зарубежный и белорусский рынки мониторинга. Специфика организации мониторинга для нужд редакции, PR-структуры. Особенности мониторинга разных типов СМИ, веб-ресурсов. Инструментарий специалиста по мониторингу. Обзор автоматизированных мониторинговых систем. Формирование выборки источников (рейтинги, базы СМИ, ресурсы Deep Web). Создание поискового запроса. Определение качественных и количественных параметров мониторинга. Подготовка отчетности: методы и технологии визуализации, обработки информации (реферирование, аннотирование), популярные форматы мониторинговых документов (клиппинг, дайджест, обзор, сводка, дэшборд).
Лекции: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
УСР: 2 часа
Форма контроля знаний: отчет
Информационно-аналитические документы (досье, справка, аналитическая записка): общие методы создания, основные формальные и содержательные требования, популярные форматы. Инструменты аналитика. Количественные и качественные параметры, используемые в медиаанализе. Методики расчета сложных показателей, индексы и коэффициенты. Анализ репутации объекта интереса в СМИ. Анализ освещения темы в СМИ (эффективность PR в конкурентной среде). Анализ информационной повестки СМИ. Анализ основных тенденций информационного поля.
Лекции: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
Форма контроля знаний: презентация
Медиаметрия в системе СМИ. Зарубежный и белорусский рынки медиаизмерений: история развития, ключевые компании, юридические рамки их деятельности. Особенности проведения медиаизмерений интернет-СМИ, социальных медиа, блогов. Количественный и качественные методы медиаметрии (опросы, интервью, анализ трафика, онлайн-панели и др.). Основные показатели и индексы. Популярные рейтинги СМИ и веб-ресурсов: источники данных, технологии их сбора и обработки, методология расчета.
Лекции: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
Форма контроля знаний: презентация
Методы медийных (коммуникативных) исследований. Источники данных для анализа отрасли СМИ (статистика, официальные документы, информационные базы и др.). Маркетинговые исследования СМИ: анализ медиарынка, определение целевых групп и потребительского поведения, аудит качества работы редакции, конкурентный анализ. Техники анализа рисков. Методы и приемы прогнозирования развития сферы массовых коммуникаций (SWOT, PEST, моделирование, сценариотехника, экспертиза и т. д.). Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.
Лекции: 2 часа
Практические занятия: 6 часов
Форма контроля знаний: отчет
Лекция 4
1. Мониторинг СМИ: задачи, этапы подготовки, терминология.
2. Организация мониторинга информационного пространства. Рынок мониторинговых исследований в Беларуси и за рубежом.
3. Основные инструменты мониторинга. Обзор ведущих автоматизированных систем и их возможностей.
4. Правила формирования поискового запроса. Ключевые поисковые операторы Google и «Яндекс».
5. Качественные и количественные параметры мониторинга.
6. Методы и технологии обработки и визуализации данных для отчета.
7. Виды мониторинговых документов и их особенности.
8. Форматы информационно-аналитических документов (досье, справка, аналитическая записка и т. д.), основные требования к форме и содержанию.
9. Обзор основных методов и технологий работы медиааналитика.
10. Количественные и качественные параметры, применяемые в медийном анализе.
11. Интегрированные показатели, индексы и коэффициенты медиаанализа.
12. Анализ репутации объекта интереса в СМИ: порядок проведения.
13. Анализ освещения темы в СМИ: порядок проведения.
14. Анализ информационной повестки СМИ: порядок проведения.
15. Анализ основных тенденций информационного поля: порядок проведения.
16. Медиаизмерения в Беларуси и за рубежом: понятия, принципы, подходы, ключевые игроки на рынке.
17. Количественные и качественные методы медиаметрии, их достоинства и недостатки.
18. Основные показатели и индексы, применяемые в медиаизмерениях.
19. Рейтинги СМИ и интернет-ресурсов: источники данных, технология обработки, методология расчета.
20. Обзор методов медийных (коммуникативных) исследований.
21. Основные источники данных для прикладных медийных исследований.
22. Анализ медиарынка с помощью инструментов маркетинговых исследований.
23. Конкурентный анализ в СМИ. Аудит качества работы редакции.
24. Прогнозирование развития сферы массовых коммуникаций: методы и подходы.
25. Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.