Мониторинг СМИ и медийная аналитика

Цель учебной дисциплины – познакомить студентов с основными методами, технологиями и инструментами мониторинга и анализа информационного пространства, медийных измерений.

Специальность Веб-журналистика
Семестр 5
Всего часов 45
Аудиторных часов 34
Лекции 8 часов
Практические занятия 24 часа
УСР 2 часа
Форма аттестации Экзамен

Задачи учебной дисциплины

1. Научить студентов основам мониторинга СМИ;

2. Привить базовые навыки информационно-аналитической работы, обучить методам и приемам медиааналитики;

3. Познакомить студентов с теорией и практикой медиаизмерений, методологией расчета рейтингов;

4. Рассмотреть актуальные методы медийных (коммуникативных) исследований, прогнозирования развития отрасли СМИ и сферы массовой коммуникации;

5. Дать представление о медийном экспертном сообществе в Беларуси и формах взаимодействия с ним.

Учебный план

  • Тема 1. Мониторинг информационного пространства

    Методы, технологии, инструменты мониторинга СМИ и интернет-ресурсов.

    Мониторинг СМИ: основные понятия (инфополе, повестка дня, объект интереса, сюжет и др.), задачи, этапы подготовки. Зарубежный и белорусский рынки мониторинга. Специфика организации мониторинга для нужд редакции, PR-структуры. Особенности мониторинга разных типов СМИ, веб-ресурсов. Инструментарий специалиста по мониторингу. Обзор автоматизированных мониторинговых систем. Формирование выборки источников (рейтинги, базы СМИ, ресурсы Deep Web). Создание поискового запроса. Определение качественных и количественных параметров мониторинга. Подготовка отчетности: методы и технологии визуализации, обработки информации (реферирование, аннотирование), популярные форматы мониторинговых документов (клиппинг, дайджест, обзор, сводка, дэшборд).

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 8 часов
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: отчет

    Лекция 1 

  • Тема 2. Медийная аналитика

    Прикладные информационно-аналитические исследования СМИ и интернет-ресурсов.

    Информационно-аналитические документы (досье, справка, аналитическая записка): общие методы создания, основные формальные и содержательные требования, популярные форматы. Инструменты аналитика. Количественные и качественные параметры, используемые в медиаанализе. Методики расчета сложных показателей, индексы и коэффициенты. Анализ репутации объекта интереса в СМИ. Анализ освещения темы в СМИ (эффективность PR в конкурентной среде). Анализ информационной повестки СМИ. Анализ основных тенденций информационного поля.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 8 часов
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 2

  • Тема 3. Медиаметрия и рейтинги СМИ

    Теория и практика медиаизмерений.

    Медиаметрия в системе СМИ. Зарубежный и белорусский рынки медиаизмерений: история развития, ключевые компании, юридические рамки их деятельности. Особенности проведения медиаизмерений интернет-СМИ, социальных медиа, блогов. Количественный и качественные методы медиаметрии (опросы, интервью, анализ трафика, онлайн-панели и др.). Основные показатели и индексы. Популярные рейтинги СМИ и веб-ресурсов: источники данных, технологии их сбора и обработки, методология расчета.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 6 часов
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 3  

  • Тема 4. Прикладные исследования СМИ

    Приемы и методы изучения медиатехнологий в интересах науки и бизнеса.

    Методы медийных (коммуникативных) исследований. Источники данных для анализа отрасли СМИ (статистика, официальные документы, информационные базы и др.). Маркетинговые исследования СМИ: анализ медиарынка, определение целевых групп и потребительского поведения, аудит качества работы редакции, конкурентный анализ. Техники анализа рисков. Методы и приемы прогнозирования развития сферы массовых коммуникаций (SWOT, PEST, моделирование, сценариотехника, экспертиза и т. д.). Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    Форма контроля знаний: открытое эвристическое задание

    Лекция 4  

Информационно-методическая часть

Основная литература

  1. Земляная, Ю. Мониторинг и аналитика СМИ. От теории к практике [Электронный ресурс] / Ю. Земляная. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/SCAN_IF/ss-58704992. – Дата доступа: 01.09.2018.
  2. Ларионов, Е. Краткое руководство по медиаанализу и оценке эффективности PR [Электронный ресурс]/ Е. Ларионов. – АКОС, 2015. – 34 с.
  3. Левкин, И.М., Микадзе, С.Ю. Добывание и обработка информации в деловой разведке / И.М. Левкин, С.Ю. Микадзе. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 460 с.
  4. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / под ред. В. Семенова, В. Колесникова. – СПб.: Питер, 2014. – 432 с.
  5. Продвинутый поиск в Гугл [Электронный ресурс] / Hackware. – Режим доступа: http://hackware.ru/?p=5996. – Дата доступа: 01.09.2018.
  6. Продвинутый поиск в Яндекс [Электронный ресурс] / Hackware. – Режим доступа: https://hackware.ru/?p=6045. – Дата доступа: 01.09.2018.
  7. Райхман, И. Практика медиа измерений: аудит, отчетность, оценка эффективности PR / И. Райхман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 432 с.
  8. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2015 год / под общ. ред. А.П. Дербина. – Минск: ИАЦ, 2016. – C. 109–167.
  9. Скобелев, В.Д. Медиаметрия: учебное пособие / В.Д. Скобелев. – СПб., изд. СПбГИКиТ, 2018. – 156 с.
  10. Справочно-аналитическая информация о деятельности отрасли СМИ и печати в 2017 году. Ведомственное издание. – Минск.: Министерство информации Республики Беларусь, 2017. – 154 с.
  11. Универсальная журналистика: Учебник для вузов / под ред. Л.П. Шестеркиной. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 480 с.
  12. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 240 с.
  13. Ющук, Е. Конкурентная разведка: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Ющука, А.А. Мальцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2016. – Ч.2. – 224 c.

Дополнительная литература

  1. Андрусенко, А. Операторы поисковых систем Google и Яндекс[Электронный ресурс] / А. Андрусенко. – Режим доступа: https://livepage.pro/knowledge-base/google-yandex-search-operators.html. – Дата доступа: 01.09.2018.
  2. Баранова, Е.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / Е.В. Баранова. – Минск: Выш. шк., 2012. – 174 с.
  3. Воскресенская, Н.Г. Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа: Учебно-методическое пособие / Н.Г. Воскресенская, Е.Г. Фирулина. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 66 с.
  4. Дмитриев, Е. Социология журналистики. Конспект лекций / Е. Дмитриев. – Мн.: БГУ, 2001. – 150 с.
  5. Ефимова, Н.В. Практикум по контент-анализу: учебно-методическое пособие / Н.В. Ефимова. – Мн.: БГУ, 2015. – 135 с.
  6. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие / под ред. И. Фомичевой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 236 с.
  7. Какие радиостанции популярны в Минске и областных городах: исследование ГЕВС за 1 полугодие 2018 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://marketing.by/analitika/kakie-radiostantsii-populyarny-v-minske-i-oblastnykh-gorodakh-issledovanie-gevs-za-1-polugodie-2018-/. – Дата доступа: 15.10.2018.
  8. Кузнецов, И. Информация: сбор, защита, анализ: учебник по информационно-аналитической работе. – М.: ООО Изд. Яуза, 2001. – 320 с.
  9. Литвинович, В.М. Мировая практика и отечественный опыт применения метода телефонного интервью по технологии CATI / В.М. Литвинович //Социология: научно-теоретический журнал, Белорусский государственный университет. – 2014. – № 2. – С.121–129.
  10. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание. / К. Нэреш Малхотра. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 960 с.
  11. Масленкова, Е. Маркетинговые исследования: учеб.-метод. пособие / Е. Масленкова. – Мн.: МИТСО, 2006. – 76 с.
  12. Медиаисследования. Основные показатели [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alkasar.by/media-glossary/. – Дата доступа: 15.10.2018.
  13. Назаров, М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 360 с.
  14. Фомичева, И. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию: учеб.пособие / И. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 156 с.
  15. Черчилль Г., Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.Л. Багиева / Г. Черчилль, Т. Браун. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
  16. Что смотрят беларусы разных возрастов на ТВ. ТОП популярных программ и сериалов по итогам января-апреля 2018 года[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://marketing.by/analitika/chto-smotryat-belarusy-raznykh-vozrastov-na-tv-top-populyarnykh-programm-i-serialov-po-itogam-yanvar/. – Дата доступа: 15.10.2018.
  17. Ющук, Е. Интернет-разведка. Руководство к действию / Е. Ющук. – М.: Вершина, 2007. – 256 с.
  18. Wimmer, Roger D. Mass Media Research: Introduction 9th edition / Roger D. Wimmer, Joseph R. Dominick. – USA, Boston: CL, 2010. – 464 p.

Практические занятия

Задания, тесты и упражнения доступны пользователям электронного образовательного портала БГУ

Темы рефератов

  1. OSINT: понятие, приемы, инструменты
  2. Автоматизированные системы мониторинга информационного пространства: обзор рынка
  3. Технологии изучения общественных настроений
  4. Маркетинговые исследования: понятие, приемы, инструменты
  5. Конкурентный анализ в СМИ
  6. Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия
  7. Качественные методы медийных исследований
  8. Источники данных для анализа отрасли СМИ в Беларуси
  9. Методы и приемы прогнозирования развития сферы массовых коммуникаций

Вопросы к экзамену

1. Мониторинг СМИ: задачи, этапы подготовки, терминология.
2. Организация мониторинга информационного пространства. Рынок мониторинговых исследований в Беларуси и за рубежом.
4. Основные инструменты мониторинга. Обзор ведущих автоматизированных систем и их возможностей.
5. Правила формирования поискового запроса. Ключевые поисковые операторы Google и «Яндекс».
6. Качественные и количественные параметры мониторинга.
7. Методы и технологии обработки и визуализации данных для отчета.
8. Виды мониторинговых документов и их особенности.
9. Форматы информационно-аналитических документов (досье, справка, аналитическая записка и т. д.), основные требования к форме и содержанию.
10. Обзор основных методов и технологий работы медиааналитика.
11. Количественные и качественные параметры, применяемые в медийном анализе.
12. Интегрированные показатели, индексы и коэффициенты медиаанализа.
13. Анализ репутации объекта интереса в СМИ: порядок проведения.
14. Анализ освещения темы в СМИ: порядок проведения.
15. Анализ информационной повестки СМИ: порядок проведения.
16. Анализ основных тенденций информационного поля: порядок проведения.
17. Медиаизмерения в Беларуси и за рубежом: понятия, принципы, подходы, ключевые игроки на рынке.
18. Количественные и качественные методы медиаметрии, их достоинства и недостатки.
19. Основные показатели и индексы, применяемые в медиаизмерениях.
20. Рейтинги СМИ и интернет-ресурсов: источники данных, технология обработки, методология расчета.
21. Обзор методов медийных (коммуникативных) исследований.
22. Основные источники данных для прикладных медийных исследований.
23. Анализ медиарынка с помощью инструментов маркетинговых исследований.
24. Конкурентный анализ в СМИ. Аудит качества работы редакции.
25. Прогнозирование развития сферы массовых коммуникаций: методы и подходы.
26. Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.

Расписание занятий

10 - 16 Декабрь, 2018
10 Пон
11 Вто
12 Сре
13 Чет
14 Пят
15 Суб
16 Вос
10
Событий не найдено
11
Событий не найдено
12
Событий не найдено
13
Событий не найдено
14
Событий не найдено
15
Событий не найдено
16
Событий не найдено

Подписаться на рассылку курса

Получайте объявления, учебные материалы, задания на вашу электронную почту.