Мониторинг СМИ и медийная аналитика

Цель учебной дисциплины – познакомить студентов с основными методами, технологиями и инструментами мониторинга и анализа информационного пространства, медийных измерений.

Специальность Веб-журналистика
Семестр 5
Всего часов 45
Аудиторных часов 34
Лекции 8 часов
Практические занятия 24 часа
УСР 2 часа
Форма аттестации Экзамен

Задачи учебной дисциплины

1. Научить студентов основам мониторинга СМИ;

2. Привить базовые навыки информационно-аналитической работы, обучить методам и приемам медиааналитики;

3. Познакомить студентов с теорией и практикой медиаизмерений, методологией расчета рейтингов;

4. Рассмотреть актуальные методы медийных (коммуникативных) исследований, прогнозирования развития отрасли СМИ и сферы массовой коммуникации;

5. Дать представление о медийном экспертном сообществе в Беларуси и формах взаимодействия с ним.

Учебный план

  • Тема 1. Мониторинг информационного пространства

    Методы, технологии, инструменты мониторинга СМИ и интернет-ресурсов.

    Мониторинг СМИ: основные понятия (инфополе, повестка дня, объект интереса, сюжет и др.), задачи, этапы подготовки. Зарубежный и белорусский рынки мониторинга. Специфика организации мониторинга для нужд редакции, PR-структуры. Особенности мониторинга разных типов СМИ, веб-ресурсов. Инструментарий специалиста по мониторингу. Обзор автоматизированных мониторинговых систем. Формирование выборки источников (рейтинги, базы СМИ, ресурсы Deep Web). Создание поискового запроса. Определение качественных и количественных параметров мониторинга. Подготовка отчетности: методы и технологии визуализации, обработки информации (реферирование, аннотирование), популярные форматы мониторинговых документов (клиппинг, дайджест, обзор, сводка, дэшборд).

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 8 часов
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: отчет

    Лекция 1 

  • Тема 2. Медийная аналитика

    Прикладные информационно-аналитические исследования СМИ и интернет-ресурсов.

    Информационно-аналитические документы (досье, справка, аналитическая записка): общие методы создания, основные формальные и содержательные требования, популярные форматы. Инструменты аналитика. Количественные и качественные параметры, используемые в медиаанализе. Методики расчета сложных показателей, индексы и коэффициенты. Анализ репутации объекта интереса в СМИ. Анализ освещения темы в СМИ (эффективность PR в конкурентной среде). Анализ информационной повестки СМИ. Анализ основных тенденций информационного поля.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 8 часов
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 2

  • Тема 3. Медиаметрия и рейтинги СМИ

    Теория и практика медиаизмерений.

    Медиаметрия в системе СМИ. Зарубежный и белорусский рынки медиаизмерений: история развития, ключевые компании, юридические рамки их деятельности. Особенности проведения медиаизмерений интернет-СМИ, социальных медиа, блогов. Количественный и качественные методы медиаметрии (опросы, интервью, анализ трафика, онлайн-панели и др.). Основные показатели и индексы. Популярные рейтинги СМИ и веб-ресурсов: источники данных, технологии их сбора и обработки, методология расчета.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 6 часов
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 3  

  • Тема 4. Прикладные исследования СМИ

    Приемы и методы изучения медиатехнологий в интересах науки и бизнеса.

    Методы медийных (коммуникативных) исследований. Источники данных для анализа отрасли СМИ (статистика, официальные документы, информационные базы и др.). Маркетинговые исследования СМИ: анализ медиарынка, определение целевых групп и потребительского поведения, аудит качества работы редакции, конкурентный анализ. Техники анализа рисков. Методы и приемы прогнозирования развития сферы массовых коммуникаций (SWOT, PEST, моделирование, сценариотехника, экспертиза и т. д.). Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    Форма контроля знаний: открытое эвристическое задание

    Лекция 4  

Информационно-методическая часть

Основная литература

  1. Ларионов, Е. Краткое руководство по медиаанализу и оценке эффективности PR [Электронный ресурс]/ Е. Ларионов. – АКОС, 2015. – 34 с.
  2. Райхман, И. Практика медиа измерений: аудит, отчетность, оценка эффективности PR / И. Райхман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 432 с.
  3. Скобелев, В.Д. Медиаметрия: учебное пособие / В.Д. Скобелев. – СПб., изд. СПбГИКиТ, 2018. – 156 с.
  4. Справочно-аналитическая информация о деятельности отрасли СМИ и печати в 2017 году. Ведомственное издание. – Минск.: Министерство информации Республики Беларусь, 2017. – 154 с.
  5. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 240 с.

Будет дополнено

Дополнительная литература

  1. Баранова, Е.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / Е.В. Баранова. – Минск: Выш. шк., 2012. – 174 с.
  2. Дмитриев, Е. Социология журналистики. Конспект лекций / Е. Дмитриев. – Мн.: БГУ, 2001. – 150 с.
  3. Информационно-аналитические справки (содержание, структура, методика подготовки)
  4. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие / под ред. И. Фомичевой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 236 с.
  5. Кузнецов, И. Информация: сбор, защита, анализ: учебник по информационно-аналитической работе. – М.: ООО Изд. Яуза, 2001. – 320 с.
  6. Фомичева, И. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию: учеб. пособие / И. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 156 с.

Будет дополнено

Практические занятия

Задания, тесты и упражнения доступны пользователям электронного образовательного портала БГУ

Темы рефератов

Появятся в ближайшее время

Вопросы к экзамену

1. Мониторинг СМИ: задачи, этапы подготовки, терминология.
2. Организация мониторинга информационного пространства. Рынок мониторинговых исследований в Беларуси и за рубежом.
4. Основные инструменты мониторинга. Обзор ведущих автоматизированных систем и их возможностей.
5. Правила формирования поискового запроса. Ключевые поисковые операторы Google и «Яндекс».
6. Качественные и количественные параметры мониторинга.
7. Методы и технологии обработки и визуализации данных для отчета.
8. Виды мониторинговых документов и их особенности.
9. Форматы информационно-аналитических документов (досье, справка, аналитическая записка и т. д.), основные требования к форме и содержанию.
10. Обзор основных методов и технологий работы медиааналитика.
11. Количественные и качественные параметры, применяемые в медийном анализе.
12. Интегрированные показатели, индексы и коэффициенты медиаанализа.
13. Анализ репутации объекта интереса в СМИ: порядок проведения.
14. Анализ освещения темы в СМИ: порядок проведения.
15. Анализ информационной повестки СМИ: порядок проведения.
16. Анализ основных тенденций информационного поля: порядок проведения.
17. Медиаизмерения в Беларуси и за рубежом: понятия, принципы, подходы, ключевые игроки на рынке.
18. Количественные и качественные методы медиаметрии, их достоинства и недостатки.
19. Основные показатели и индексы, применяемые в медиаизмерениях.
20. Рейтинги СМИ и интернет-ресурсов: источники данных, технология обработки, методология расчета.
21. Обзор методов медийных (коммуникативных) исследований.
22. Основные источники данных для прикладных медийных исследований.
23. Анализ медиарынка с помощью инструментов маркетинговых исследований.
24. Конкурентный анализ в СМИ. Аудит качества работы редакции.
25. Прогнозирование развития сферы массовых коммуникаций: методы и подходы.
26. Медийное экспертное сообщество в Беларуси: персоналии, организации, формы взаимодействия.

Расписание занятий

22 - 28 Октябрь, 2018

Подписаться на рассылку курса

Получайте объявления, учебные материалы, задания на вашу электронную почту.