Рисковые и кризисные коммуникации

Цель учебной дисциплины – сформировать навыки рисковой и кризисной коммуникации. В первом случае речь идет о формировании в обществе представлений о рисках и угрозах; во втором – о спасении репутации организации в ситуации острого информационного кризиса. Или о его недопущении. 

Специальность Социальные коммуникации
Семестр 7
Зачетных единиц
3
Всего часов 106
Аудиторных часов 68
Лекции 30 часов
Семинарские занятия 34 часа
УСР 4 часа
Форма аттестации Экзамен

Задачи учебной дисциплины

1. Дать представление о рисках и кризисах как теоретических конструктах, познакомить с основными теориями и концепциями ;

2. Сформировать навыки организации рисковой коммуникации, в том числе – подготовки и проведения PR-кампаний, нацеленных на формирование отношений к рискам и угрозам;

3. Научить применять методы оценки рисков, а также технологии мониторинга информационного пространства;

4. Обучить навыкам антикризисной коммуникации, включая работу со СМИ и заинтересованными строронами (стейкхолдерами) на всех стадиях кризисной ситуации.

Учебный план

  • Тема 1.2. Риски и кризисы: концепции, модели, направления исследований

    Введение в теорию рисков и кризисов. Терминология, классификации, основные теории и концепции.

    Ключевые понятия: риск, угроза, опасность, объект риска, кризис. Классификации рисков. Структура риска. Характерные черты риска и кризиса. Теории риска в социологии (М. Дуглас, Э. Гидденс, У. Бек, Н. Луман и др.). Анализ рисков (PEST, SWOT и др. методологии) и управление ими. Ж.-И. Керверн и синдиника. Стратегии реагирования на риски.

    Лекции: 4 часа
    Практические занятия: 4 часа
    Форма контроля знаний: доклад

    Лекция 1.2 

    Практикум 1.1

  • Тема 1.3. Социальные проблемы и риски в современном мире

    Теории социальных проблем. Основные вызовы, риски и угрозы в современном обществе.

    Подходы к анализу социальных проблем: субъективистское и объективистское крыло. Теория «врожденного преступника» Ч. Ламброзо. Теория социальной дезорганизации (У. Томас, Ф. Знанецкий, К. Шоу, Г. Маккей). Социальная патология Э. Дюркгейма. Функционалистский подход Р. Мертона. Социальный конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман, М. Спектор, Д. Китсьюз). Теория стигматизации (Г. Беккер, Э. Леметр). Символический интеракционизм (Г. Блумер). Концепция публичных арен (С. Хилгантер, Ч. Боск). Глобальные проблемы (ООН). Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Вызовы, риски, угрозы в сферах национальной безопасности Беларуси.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 4 часа (деловая игра «Парламент»)
    Лекция 1.3

  • Тема 2.1. Теория кризисной коммуникации

    Понятие, основные задачи и приципы кризисной коммуникации. Ключевые теории.

    Понятие и характеристики информационного кризиса. Основные этапы. Внешние и внутренние причины кризиса. Цель и задачи кризисной коммуникации. Теория ситуативной кризисной коммуникации Т. Кумбса. Теория восстановления имиджа У. Бенуа. Стратегии кризисных коммуникаций. Классические кейсы антикризисного PR (Tylenol, Pepsi, Exxon Valdez). Заповеди кризисных коммуникаций.

    Лекции: 4 часа
    Практические занятия: 4 часа (анализ кейсов кризисных коммуникаций)

    Лекция 2.1 

    Практикум 2.1

  • Тема 2.2. Подготовка к кризису. План действий

    Анализ потенциальных репутационных рисков. Работа на предкризисной стадии.

    Подготовка к информационному кризису: оценка рисков, работа с персоналом и документацией, поддержание контактов. План антикризисной коммуникации, структура, ключевые элементы. Формирование кризисной группы. Требования к спикеру. Протокол действий (матрица реагирования) в кризисной ситуации. Создание кризисного центра. Шаблоны сообщений для общественности. Правила media relations на предкризисной стадии.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 4 часа (проекты)
    Лекция 2.2 

    Практикум 2.2

  • Тема 2.3. Мониторинг информационного пространства

    Мониторинг открытых источников. Техники и приложения для мониторинга.

    Задачи мониторинга. Объекты интереса. Ключевые метрики мониторинга. Технология ручного, частично и полностью автоматизированного мониторинга. Мониторинговые системы: алгоритм работы, функционал, основные программные продукты. Продвинутый поиск в интернете (Dorks, CSE). Сервисы уведомлений. Виды мониторинговых документов, их достоинства и недостатки.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 4 часа (упражнения)
    Лекция 2.3 

  • Тема 3.1. Теория рисковой коммуникации

    Понятие, задачи и принципы рисковой коммуникации. Теории восприятия риска.

    Рисковая коммуникация: определение, цели, задачи. Модели рисковой коммуникации по В. Ковелло. Теории восприятия риска (психологическое и социологическое направления). Модели восприятия риска. Дефицитарная модель Ч. Старра. Психометрическая парадигма П. Словика. Психология принятия решений (А. Тверски, Д. Канеман). Эвристики и когнитивные искажения при восприятии рисков. Факторы, влияющие на восприятие рисков (по В. Ковелло). Модель социального усиления риска (SARF). Приемлемость риска. Моральная паника по С. Коэну.

    Лекции: 4 часа
    Лекция 3.1 

  • Тема 3.2. Организация рисковой коммуникации

    Технология подготовки и проведения PR-кампании для формирования у целевой аудитории представления о рисках

    Стадии убеждения по У. МакГайру. Этапы PR-кампании. Целевая аудитория и стейкхолдеры. Сегментация целевой аудитории (П. Сандман, Д. Грунинг). Способы психологического воздействия. Рациональная и эмоциональная аргументация. Требования к аргументам. Формулирование месседжа и фрейминг. Стратагемы влияния (Э. Аронсон, Э. Пратканис). Технологии манипулятивного воздействия: «Семь грехов пропаганды». Методы «черного PR» на уровне формулирования сообщения, его доставки, менеджмента информации. Стратегии депроблематизации ситуаций (П. Ибарра, Д. Кицусэ).

    Лекции: 4 часа
    Практические занятия: 6 часов (проекты PR-стратегий и деловая игра «Плотина Тихопрудинска»)
    Лекция 3.2 

Информационно-методическая часть

Основная литература

В процессе подготовки

Дополнительная литература

В процессе подготовки

Практические занятия

Задания, тесты и упражнения доступны пользователям электронного образовательного портала БГУ

Вопросы к экзамену

В процессе подготовки

Расписание занятий

10 - 16 ноября, 2025
10 Пон
11 Вто
12 Сре
13 Чет
14 Пят
15 Суб
16 Вос
10
Событий не найдено
11
Событий не найдено
12
Событий не найдено
13
Событий не найдено
14
Событий не найдено
15
Событий не найдено
16
Событий не найдено

Подписаться на рассылку курса

Получайте объявления, учебные материалы, задания на вашу электронную почту.