Каждое утро герой антиутопии «1984» Уинстон Смит, как и сотни сотрудников Министерства правды, получал по трубопроводу бумаги – обрывки газет, факты в которых он «корректировал» – и отправлял их дальше. Иерархичный, вертикальный, односторонний и жестко управляемый информационный трубопровод» – вот модель медиа, доминировавшая в XVIII–XX вв.
«Сдвиг парадигмы», вызванный бурным развитием цифровых технологий и глобальной коммуникации, заставил говорить о новом понимании медиа: как сети, децентрализованной, саморазвивающейся системы, в которой медиатехнологии и человек свободно взаимодействуют – по принципу сети нейронов в головном мозге. Так гармонично сосуществуют аборигены, животные и растения утопического мира планеты Пандора из кинофильма «Аватар» – природа-сеть всепланетным корневищем формирует единый интеллект.
Медиаэкология – междисциплинарная область знаний на стыке социальной экологии и медийных наук, которая стремится осмыслить медиа с системных, экологических позиций. Изучая взаимодействие человека и информационной среды, подход рассматривает также структуру и организацию медиаэкосистем различного уровня: от офиса и библиотеки до СМИ района или области, глобальной коммуникационной сети. В медиаэкосистеме, которую можно представить как сетевую структуру, состоящую из узлов и информационных потоков (Б. Нарди, Д. Пор), люди, их сообщества связаны с окружающей информационной средой сложной сетью заимоотношений.
Начиная с 1980-х гг. благодаря усилиям Римского клуба и ООН популярность набирает концепция устойчивого развития общества (sustainable development), которая предполагает гармоничное сосуществование человека со средой обитания. На наш взгляд, в этом контексте чрезвычайно востребовано устойчивое развитие медиаэкосистем, экологизация информационной сферы, без которой Беларуси не перейти к постиндустриальному (ноосферному) обществу – а такая цель заявлена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г.
Устойчивая медиаэкосистема обладает следующими чертами:
1) информационные потоки между ее узлами свободны;
2) благодаря эффективному менеджменту информации и знаний, грамотному использованию технологий и равному доступу к ним, поддерживается непрерывная коммуникация и интеллектуальное производство;
3) система децентрализована: каждое звено сети самостоятельно и уникально, а коммуникация не канализирована жестко, что позволяет действовать механизмам саморегуляции;
4) обеспечивается плюрализм мнений, поддерживается «видовое разнообразие»;
5) система изменчива и постоянно эволюционирует, находясь в состоянии динамического равновесия. За счет всего перечисленного достигается синергетический эффект от взаимодействия элементов медиаэкосистемы.
Цель медиаэкологии на микроуровне – формирование здорового информационно-когнитивного пространства личности в медиасреде, которое бы максимально соответствовало его психологическим особенностям, было эргономичным и способствовало максимально эффективному производству и потреблению контента. Это предполагает привитие навыков по использованию медиатехнологий (развитие медиакомпететности личности), ликвидацию «цифрового разрыва», создание условий для максимальной вовлеченности в информационные процессы. Кроме того, это развитие навыков по противодействию деструктивному влиянию медийной среды: манипуляциям СМИ, рекламным психотехникам, пропаганде, тиражируемой агрессии, порнографии, растущей информационной перегрузке. На мезоуровне – это прежде всего меры по оптимизации коммуникационных процессов в медиаэкосистемах. К экологичным, устойчивым системам можно, таким образом, отнести и творческий коллектив, члены которого используют медиатехнологии для общения, и работы над коллективными проектами в духе Wikipedia; и регион республики, где благодаря эффективным коммуникациям власть «слышит» гражданское общество, а СМИ превращаются в действенный инструмент сохранения идейного, культурного, языкового разнообразия, где существует медийный плюрализм – имеются разные платформы для общения (блоги, порталы, медиатеки), а не единственная районная газета; и учебную группу, в которой медиа позволяют создать интерактивную образовательную среду, заменяя односторонний поток информации от преподавателя к слушателям субъект-субъектным взаимодействием, способствующим развитию каждого участника группы. На макроуровне задача – инженерия глобальной медиасреды, ноосферогенез, обеспечение коэволюции человека и медиатехнологий. На данном уровне медиаэкология философски осмысливает социокультурные эффекты медиа, изучает медиакультуру и феномены информационного общества, топологию медиареальности, пытается создать комплексную картину медиапроцессов, прогнозировать развитие технологий коммуникации и формировать «экоцентрическое мышление» в отношении информационных процессов.
Устойчивое развитие медийных экосистем – не дань модному веянию, а требование постиндустриальной эпохи. Децентрализованное «сетевое общество», объединенное глобальными коммуникациями, но, тем не менее, представляющее внутренне пеструю мозаику из культур, требует гармоничного сосуществования всех его элементов, уходит от прямого регулирования к механизмам самоорганизации, а стандартизированному мышлению предпочитает индивидуальность. Медиатехнологии сегодня – главные инструменты производства знания и информации, а коммуникационные потоки – «нервная система» человечества. От гражданина «цифровой эпохи» требуются знания специфики среды и навыки по ее использованию в профессиональной деятельности, а от вчерашних монополистов – журналистов – способность найти свое место в изменившемся социуме.
Если в мультимедийной среде новых медиа традиционные СМИ переживают кризис, то журналисты переживают кризис мировоззренческий. И медиаэкология, на наш взгляд, способна привить работникам медиа «новое мышление» – ведь знание философии медиа, понимание их комплексно, в связке с социогуманитарными аспектами, позволяет найти свое место в медиасреде: место не просто производителя контента, но аналитика информационных потоков; не рассказчика – а собеседника; организатора творческой медиасреды; производителя знания; в конечном счете – медиаспециалиста в широком смысле слова, организатора экологичной коммуникации в обществе. Устойчивое развитие предполагает созидание ноосферы – глобальной сферы знаний – в качестве высшей ценности, и, безусловно, этот идеал может вдохновлять медиаспециалистов.