Социальные медиа

Цель учебной дисциплины – сформировать у будущих работников СМИ системное представление о социальных медиа и подготовить их к эффективному использованию платформ Web 2.0 в своей профессиональной деятельности.

Специальность Журналистика (печатные СМИ)
Семестр 7
Зачетных единиц
3
Всего часов 116
Аудиторных часов 48
Лекции 14 часов
Практические занятия 18 часов
УСР 16 часов
Форма аттестации Экзамен

Задачи учебной дисциплины

1. Познакомить студентов с феноменом социальных медиа, продемонстрировать их потенциал для журналистской практики;

2. Рассмотреть актуальные для Беларуси социальные платформы, особенности их аудитории, функциональные возможности и тенденции развития;

3. Продемонстрировать степень воздействия технологий Web 2.0 на общественно-политические и социокультурные процессы;

4. Осмыслить в контексте журналистики феномены информационного пространства социальных медиа (блогерство, UGC-проекты);

5. Научить студентов применять социальные сервисы для поиска информации и ее верификации;

6. Привить студентам навыки создания и продвижения контента в социальных медиа, администрирования редакционного аккаунта.

Учебный план

  • Тема 1. Социальные медиа и Web 2.0

    Понятие социальных медиа, их ключевые характеристики и особенности.

    Web 2.0 – идеологическая и технологическая база социальных платформ. Социальные медиа как фактор трансформации системы СМИ и журналистской деятельности. Наиболее востребованные возможности социальных медиа в работе журналиста.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: коллоквиум

    Лекция 1 

    Конспект

  • Тема 2. Социальные медиа в информационном пространстве Беларуси

    Сегмент социальных медиа в Беларуси: обзор ведущих платформ.

    Характеристика социально-демографического профиля аудитории социальных сервисов, функциональной ниши, потенциала для журналистской деятельности. Белорусские проекты социальных медиа: история зарождения и причины упадка.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 2  

    Конспект 

  • Тема 3. Социальные медиа в общественно-политических и культурных процессах

    Технологии Web 2.0 и социокультурные трансформации.

    Влияние социальных медиа на поведение интернет-пользователей. Особенности «поколения социальных сетей». Социальные медиа и культурные процессы. Интернет-мемы как продукт массовой культуры киберпространства. Использование интернет-мемов в работе СМИ. Возможности социальных медиа для политической коммуникации и PR. Общественные инициативы в эпоху Web 2.0: от «диванного активизма» до самоорганизации неравнодушных граждан.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 4 часа
    УСР: 4 часа
    Форма контроля знаний: презентация

    Лекция 3  

    Конспект 

  • Тема 4. Феномены информационного пространства социальных медиа

    Профессиональный блогинг, UGC-проекты, массовые сообщества в социальных сетях.

    Профессиональные блогеры как социальная группа и как элемент медиарынка. Коммерциализация блогосферы. Гражданская журналистика и ее особенности. Успешные творческие и организационные модели UGC-платформ. Массовые сообщества и творческие проекты в социальных медиа как СМИ. Рынок сообществ в социальной сети «ВКонтакте»: специфика белорусского сегмента.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: открытое эвристическое задание

    Лекция 4 

    Конспект 

  • Тема 5. Социальные медиа как источник информации

    Сбор и верификация контента из социальных медиа,возможности по применению UGC при подготовке журналистских материалов.

    Проблема качества информации в социальных медиа. Индустрия дезинформации в пространстве Web 2.0 (астротурфинг, фейковые новости, ботоводство и т. д.). Основные стратегии верификации пользовательского контента из социальных медиа. Модели и технологии сбора UGC. Организация процесса мониторинга социальных медиа в редакции СМИ.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: отчет

    Лекция 5 

    Конспект 

  • Тема 6. Социальные медиа как канал распространения контента

    Особенности дистрибуции контента СМИ в социальных медиа.

    Распространение журналистских материалов в социальных медиа: формат публикаций, периодичность вещания, тональность. Тизерный, нативный, заимствованный контент. «Черные» и «белые» методы продвижения в социальных медиа. Технологии вирусного маркетинга. Ситуативный маркетинг.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 6 

    Конспект 

  • Тема 7. Стратегия работы СМИ в социальных медиа

    Основные компоненты редакционной стратегии работы в социальных медиа.

    Социальная стратегия СМИ. Система критериев эффективности работы (KPI). Редактор социальных медиа: функциональные обязанности.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 4 часа
    Форма контроля знаний: открытое эвристическое задание

    Лекция 7 

    Конспект 

Учебные материалы

Степанов, В. А. Социальные медиа : учеб.-метод. пособие / В. А. Степанов.– Минск : БГУ, 2020. – 115 с. : ил. ISBN 978-985-566-840-5.

  • Лекция 1  
  • Лекция 2  
  • Лекция 3  
  • Лекция 4  
  • Лекция 5  
  • Лекция 6  
  • Лекция 7  

Информационно-методическая часть

Основная литература

  1. Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов [и др.]; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. – 304 с.
  2. «ВКонтакте» для бизнеса: подробное практическое руководство / ООО «Интернет-маркетинг», 2017. – 178 с.
  3. Ву, Т. Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета / Т. Ву. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 384 с.
  4. Градюшко, А.А. Современная веб-журналистика Беларуси / А.А. Градюшко. – Минск: БГУ, 2013. – 179 с.
  5. Градюшко, А.А. Мессенджеры в структуре творческой деятельности журналистов / А. Градюшко // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд.филол. наук доцента В. П. Воробьева. – Минск: БГУ, 2018. – С. 8–14.
  6. Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ / Н. Ермолова. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 358 с.
  7. Instagram для бизнеса: 40 хаков и готовых решений / ООО «Интернет-маркетинг», 2017. – 83 с.
  8. Крюкова, Е. Все об SMM: 112 статей и видео, которые сделают из вас профи [Электронный ресурс] / Е. Крюкова. – Режим доступа: http://texterra.ru/blog/kvintessentsiya-opyta-smm-marketologov-70-statey-kotorye-sdelayut-iz-vas-profi.html. – Дата доступа: 20.05.2018.
  9. Крюкова, Е. 100+ хаков для интернет-маркетологов. Как получить трафик и конвертировать его в продажи / Е. Крюкова, Д. Савельев. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 303 с.
  10. Лукина, М. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.
  11. Миллер, М. YouTube для бизнеса / М. Миллер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 304 с.
  12. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Качкаевой, С. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 413 с.
  13. Потупчик, К., Федорова, А. Власть над сетью. Как государство действует в Интернете / К. Потупчик, А. Федорова. – Алгоритм, 2014 – 430 с.
  14. Райхман, И. Практика медиаизмерений: аудит, отчетность, оценка эффективности PR / И. Райхман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 432 с.
  15. Румянцев, Д. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Быстро и с минимальными затратами / Д. Румянцев – СПб.: Питер, 2014. – 256 c.
  16. Сильверман, К. Руководство по верификации для журналистских расследований [Электронный ресурс] / К. Сильверман, Р. Цубаки // http://verificationhandbook.com/book2_ru. – Дата доступа: 20.05.2018.
  17. Степанов, В. Социальные медиа в процессах трансформации журналистской деятельности в Беларуси: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / В.А. Степанов; БГУ. – Минск, 2017. – 26 с.
  18. Универсальная журналистика: Учебник для вузов / под ред. Л.П. Шестеркиной. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 480 c.
  19. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 240 с.
  20. Ющук, Е. Конкурентная разведка: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Ющука, А.А. Мальцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. – Ч.2. – 224 c.

Дополнительная литература

  1. Бергер, И. Заразительный. Психология сарафанного радио / И. Бергер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
  2. Веселов, А. Фабрика фальшивых новостей [Электронный ресурс] / А. Веселов // РИА «Новости». – Режим доступа: https://ria.ru/mediawars/20170925/1505229465.html. – Дата доступа: 20.05.2018.
  3. Иванова, Е.Н. Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Е.Н. Иванова; НИУ ВШЭ. – Москва, 2011. – 26 с.
  4. Идлис, Ю. Рунет. Сотворенные кумиры / Ю. Идлис. – М.: Альпина нон-фикшн, 2010. – 586 с.
  5. Коваленко, В. Пиар на провокациях: исследование на примере Aviasales [Электронный ресурс] / В. Коваленко // Cossa. – Режим доступа: https://www.cossa.ru/trends/167233/. – Дата доступа: 20.05.2018.
  6. Лебедев, М. Тролли против клик-ферм: как соцсети искажают реальность в эпоху «постправды» [Электронный ресурс] / М. Лебедев // Афиша. Daily. – Режим доступа: https://daily.afisha.ru/technology/3711-trolli-protiv-klik-ferm-kak-socseti-iskazhayut-realnost-v-epohu-postpravdy/. – Дата доступа: 20.05.2018.
  7. О’Рейли, Т. Что такое Web2.0? [Электронный ресурс] / Т. О’Рейли // Журнал Компьютерра. – Режим доступа: http://old.computerra.ru/think/234100. – Дата доступа: 20.05.2018.
  8. Пустовалов, А.В. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом / А.В. Пустовалов, И.А. Березина // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2013. – № 1. – С. 40–52.
  9. Распопова, С. Фейковые новости: учебное пособие для вузов / С. Распопова, Е. Богдан. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 112 с.
  10. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция / Г. Рейнгольд. – Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. – 416 с.
  11. Степанов, В. Instagram для журналистов [Электронный ресурс] / В. Степанов. – Режим доступа: http://vk.com/doc5932578_230965435. – Дата доступа: 20.05.2018.
  12. Степанов, В. Twitter для журналистов [Электронный ресурс] / В. Степанов. – Режим доступа: http://vk.com/doc5932578_131817047. – Дата доступа: 20.05.2018.
  13. Филлипс, У. Трололо: Нельзя просто так взять и выпустить книгу про троллинг / У. Филлипс. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 300 с.
  14. Цукерман, Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху / Э. Цукерман. – М.: GARAGE x AdMarginem, 2015. – 320 с.
  15. Bowman, S. We media. How audiences are shaping the future of news and information [Электронный ресурс] / S. Bowman, C. Willis. – Режим доступа: http://www.hypergene.net/wemedia/download/we_media.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  16. 2017 Global Social Journalism Study [Электронный ресурс] // Cision. – Режим доступа: https://www.cision.com/content/dam/cision/Resources/white-papers/SJS_Interactive_Final2.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  17. Domingo, D., Heinone. A. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries / D. Domingo, A. Heinone // Nordicom Review. – 2008. – №29 (1). – P. 3–15.
  18. Gillmor, D. We the Media. Grassroots Journalism by the People, for the People / D. Gillmor. – O’Reilly Media, 2004. – 320 p.
  19. Reuters Institute Digital News Report 2017 [Электронный ресурс] // Reuters Institute. – Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  20. Shirky, C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations / C. Shirky. – Penguin Press, 2008. – 336 p.
  21. Silverman, C. Verification Handbook: Necessary tools for breaking news [Электронный ресурс] / C. Silverman, R. Tsubaki // Verificationhandbook.com. – http://verificationhandbook.com/downloads/verification.handbook.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  22. Tapscott, D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World / D. Tapscott. – McGraw-Hill Education, 2009. – 368 p.
  23. The State of Social Marketing 2017. [Электронный ресурс] // Simply Measured. – Режим доступа: https://get.simplymeasured.com/rs/135-YGJ-288/images/SM_StateOfSocial-2017.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  24. Wilson, L. When Blogs Become Organizations / L. Wilson, S. Parrott, T. Meade // Journalism. – № 12. – P. 243–259.

Практические занятия

Задания, тесты и упражнения доступны пользователям электронного образовательного портала БГУ

Темы рефератов

  1. Тенденции развития социальных интернет-платформ
  2. Web 3.0: обзор концепций
  3. История социальных медиа до 2000-х гг.
  4. Этика и этикет поведения журналиста в социальных медиа
  5. Белорусский рынок медийных исследований (общая характеристика)
  6. Пионеры Web 2.0 в Байнете (создатели социальных сервисов и активисты)
  7. Боты Telegram: потенциал для журналистской практики
  8. Экспансия зарубежных платформ Web 2.0 и проблема «цифрового суверенитета»
  9. Воздействие социальных медиа на психику и поведение человека (обзор научных исследований)
  10. Игра «Синий кит» как социально-психологический феномен
  11. Борьба с цифровыми технологиями: идеологи и практики неолуддизма
  12. Интернет-мемы и популярная культура
  13. Краудфандинг в социальных медиа
  14. Концепция «цифровой дипломатии»
  15. Социальные медиа и новые концепции журналистики (civic, citizen и т. д.)
  16. «Пиратское радио» – предшественник блогосферы
  17. Цикл развития медиаиндустрии (по книге Т. Ву «Главный рубильник»)
  18. Технологии формирования устойчивого онлайн-сообщества
  19. Системы мониторинга социальных медиа: обзор рынка
  20. Феномен фейковых новостей в социальных медиа
  21. Индустрия астротурфинга
  22. Технологии конкурентной разведки и OSINT в социальных медиа
  23. Правила оформления аккаунта во «ВКонтакте» (Facebook, Instagram и т. д.)
  24. Визуальный контент: источники, форматы, приложения для обработки
  25. Методы и технологии создания видеоконтента для социальных сервисов
  26. Обзор приложений для администрирования аккаунтов в социальных медиа
  27. Технологии маркетинга влияния (influencer marketing)
  28. Организация конкурсов на социальных платформах
  29. Инструменты конкурентного анализа в социальных медиа
  30. Методы и технологии управления репутацией СМИ в социальных медиа
  31. Редакторы социальных медиа в зарубежных СМИ (обзор персоналий)
  32. Правовое регулирование социальных медиа в Беларуси

Вопросы к экзамену

  1. Понятие социальных медиа и их технологическая специфика. Идеология Web 2.0.
  2. Влияние сервисов Web 2.0 на информационную сферу и индустрию СМИ.
  3. Социальные медиа как инструмент в работе журналиста.
  4. Популярные в белорусском сегменте Интернета проекты Web 2.0: общая характеристика, портрет аудитории, функциональная ниша.
  5. Видеохостинг YouTube – конкурент традиционного телевидения.
  6. Интернет-мессенджеры: общая характеристика и место в медиасистеме.
  7. Белорусские социальные платформы.
  8. Психологические эффекты социальных медиа. Особенности поколений Y и Z.
  9. Социальные медиа как фактор социокультурных трансформаций.
  10. Феномен интернет-мемов, их потенциал для журналистской практики.
  11. Возможности сервисов Web 2.0 для политической коммуникации и PR.
  12. Общественный активизм в эпоху социальных медиа.
  13. Профессиональные блогеры и их место в системе массовых коммуникаций.
  14. Блогерство и гражданская журналистика: сходства и различия.
  15. Особенности архитектуры UGC-ресурсов. Платформы гражданской журналистики.
  16. Сообщества в социальных сетях как часть медиарынка. Специфика белорусского сегмента.
  17. Проблема качества информации в социальных медиа. Фейки, виртуалы. Проблема астротурфинга.
  18. Верификация контента из социальных медиа: основные подходы, методы, инструменты.
  19. Модели сбора пользовательского контента, применяемые СМИ.
  20. Организация процесса мониторинга социальных медиа в редакции СМИ.
  21. Функции UGC в журналистике. Пользовательский контент как зеркало общественных настроений.
  22. Формат вещания (контентная стратегия) СМИ в социальных медиа.
  23. Тизерный, нативный и заимствованный контент в аккаунтах СМИ.
  24. Продвижение СМИ в социальных медиа. «Черный» и «Белый» SMM.
  25. Методы и инструменты вирусного маркетинга. Критерии виральности контента.
  26. Технологии ситуативного маркетинга.
  27. Понятие социальной стратегии СМИ и ее основные компоненты.
  28. Система KPI. Наиболее популярные индикаторы и их особенности.
  29. Структура социальной редакции СМИ. Задачи редактора социальных медиа.
  30. Возможности для саморазвития и повышения квалификации в сфере социальных медиа.

Расписание занятий

09 - 15 декабря, 2024
09 Пон
10 Вто
11 Сре
12 Чет
13 Пят
14 Суб
15 Вос
09
Событий не найдено
10
Событий не найдено
11
Событий не найдено
12
Событий не найдено
13
Событий не найдено
14
Событий не найдено
15
Событий не найдено

Подисаться на рассылку курса

Получайте объявления, учебные материалы, задания на вашу электронную почту.