Социальные медиа

Цель учебной дисциплины – сформировать у будущих работников СМИ системное представление о социальных медиа и подготовить их к эффективному использованию платформ Web 2.0 в своей профессиональной деятельности.

Специальность Журналистика
Семестр 7
Всего часов 116
Аудиторных часов 48
Лекции 14 часов
Практические занятия 16 часов
УСР 18 часов
Форма аттестации Экзамен

Задачи учебной дисциплины

1. Познакомить студентов с феноменом социальных медиа, продемонстрировать их потенциал для журналистской практики;

2. Рассмотреть актуальные для Беларуси социальные платформы, особенности их аудитории, функциональные возможности и тенденции развития;

3. Продемонстрировать степень воздействия технологий Web 2.0 на общественно-политические и социокультурные процессы;

4. Осмыслить в контексте журналистики феномены информационного пространства социальных медиа (блогерство, UGC-проекты);

5. Научить студентов применять социальные сервисы для поиска информации и ее верификации;

6. Привить студентам навыки создания и продвижения контента в социальных медиа, администрирования редакционного аккаунта.

Учебный план

  • Тема 1. Социальные медиа и Web 2.0

    Понятие социальных медиа, их ключевые характеристики и особенности.

    Web 2.0 – идеологическая и технологическая база социальных платформ. Социальные медиа как фактор трансформации системы СМИ и журналистской деятельности. Наиболее востребованные возможности социальных медиа в работе журналиста.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: коллоквиум

    Лекция 1 

    Конспект

  • Тема 2. Социальные медиа в информационном пространстве Беларуси

    Сегмент социальных медиа в Беларуси: обзор ведущих платформ.

    Характеристика социально-демографического профиля аудитории социальных сервисов, функциональной ниши, потенциала для журналистской деятельности. Белорусские проекты социальных медиа: история зарождения и причины упадка.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 2  

    Конспект 

  • Тема 3. Социальные медиа в общественно-политических и культурных процессах

    Технологии Web 2.0 и социокультурные трансформации.

    Влияние социальных медиа на поведение интернет-пользователей. Особенности «поколения социальных сетей». Социальные медиа и культурные процессы. Интернет-мемы как продукт массовой культуры киберпространства. Использование интернет-мемов в работе СМИ. Возможности социальных медиа для политической коммуникации и PR. Общественные инициативы в эпоху Web 2.0: от «диванного активизма» до самоорганизации неравнодушных граждан.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 4 часа
    УСР: 4 часа
    Форма контроля знаний: презентация

    Лекция 3  

    Конспект 

  • Тема 4. Феномены информационного пространства социальных медиа

    Профессиональный блогинг, UGC-проекты, массовые сообщества в социальных сетях.

    Профессиональные блогеры как социальная группа и как элемент медиарынка. Коммерциализация блогосферы. Гражданская журналистика и ее особенности. Успешные творческие и организационные модели UGC-платформ. Массовые сообщества и творческие проекты в социальных медиа как СМИ. Рынок сообществ в социальной сети «ВКонтакте»: специфика белорусского сегмента.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: открытое эвристическое задание

    Лекция 4 

    Конспект 

  • Тема 5. Социальные медиа как источник информации

    Сбор и верификация контента из социальных медиа,возможности по применению UGC при подготовке журналистских материалов.

    Проблема качества информации в социальных медиа. Индустрия дезинформации в пространстве Web 2.0 (астротурфинг, фейковые новости, ботоводство и т. д.). Основные стратегии верификации пользовательского контента из социальных медиа. Модели и технологии сбора UGC. Организация процесса мониторинга социальных медиа в редакции СМИ.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: отчет

    Лекция 5 

    Конспект 

  • Тема 6. Социальные медиа как канал распространения контента

    Особенности дистрибуции контента СМИ в социальных медиа.

    Распространение журналистских материалов в социальных медиа: формат публикаций, периодичность вещания, тональность. Тизерный, нативный, заимствованный контент. «Черные» и «белые» методы продвижения в социальных медиа. Технологии вирусного маркетинга. Ситуативный маркетинг.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 2 часа
    Форма контроля знаний: проект

    Лекция 6 

    Конспект 

  • Тема 7. Стратегия работы СМИ в социальных медиа

    Основные компоненты редакционной стратегии работы в социальных медиа.

    Социальная стратегия СМИ. Система критериев эффективности работы (KPI). Редактор социальных медиа: функциональные обязанности.

    Лекции: 2 часа
    Практические занятия: 2 часа
    УСР: 4 часа
    Форма контроля знаний: открытое эвристическое задание

    Лекция 6 

    Конспект 

Учебные материалы

Степанов, В. А. Социальные медиа : электронный учебно-методический комплекс для специальностей: 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)», 1-23 01 09 «Журналистика (международная)» /В. А. Степанов ; БГУ, Фак. журналистики, Каф. медиалогии и веб-журналистики. – Минск : БГУ, 2018. – 109 с. : ил. – Библиогр.: с.: 106–109.

  • Лекция 1  
  • Лекция 2  
  • Лекция 3  

Информационно-методическая часть

Основная литература

  1. Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов [и др.]; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. – 304 с.
  2. «ВКонтакте» для бизнеса: подробное практическое руководство / ООО «Интернет-маркетинг», 2017. – 178 с.
  3. Ву, Т. Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета / Т. Ву. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 384 с.
  4. Градюшко, А.А. Современная веб-журналистика Беларуси / А.А. Градюшко. – Минск: БГУ, 2013. – 179 с.
  5. Градюшко, А.А. Мессенджеры в структуре творческой деятельности журналистов / А. Градюшко // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд.филол. наук доцента В. П. Воробьева. – Минск: БГУ, 2018. – С. 8–14.
  6. Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ / Н. Ермолова. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 358 с.
  7. Instagram для бизнеса: 40 хаков и готовых решений / ООО «Интернет-маркетинг», 2017. – 83 с.
  8. Крюкова, Е. Все об SMM: 112 статей и видео, которые сделают из вас профи [Электронный ресурс] / Е. Крюкова. – Режим доступа: http://texterra.ru/blog/kvintessentsiya-opyta-smm-marketologov-70-statey-kotorye-sdelayut-iz-vas-profi.html. – Дата доступа: 20.05.2018.
  9. Крюкова, Е. 100+ хаков для интернет-маркетологов. Как получить трафик и конвертировать его в продажи / Е. Крюкова, Д. Савельев. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 303 с.
  10. Лукина, М. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.
  11. Миллер, М. YouTube для бизнеса / М. Миллер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 304 с.
  12. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Качкаевой, С. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 413 с.
  13. Потупчик, К., Федорова, А. Власть над сетью. Как государство действует в Интернете / К. Потупчик, А. Федорова. – Алгоритм, 2014 – 430 с.
  14. Райхман, И. Практика медиаизмерений: аудит, отчетность, оценка эффективности PR / И. Райхман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 432 с.
  15. Румянцев, Д. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Быстро и с минимальными затратами / Д. Румянцев – СПб.: Питер, 2014. – 256 c.
  16. Сильверман, К. Руководство по верификации для журналистских расследований [Электронный ресурс] / К. Сильверман, Р. Цубаки // http://verificationhandbook.com/book2_ru. – Дата доступа: 20.05.2018.
  17. Степанов, В. Социальные медиа в процессах трансформации журналистской деятельности в Беларуси: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / В.А. Степанов; БГУ. – Минск, 2017. – 26 с.
  18. Универсальная журналистика: Учебник для вузов / под ред. Л.П. Шестеркиной. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 480 c.
  19. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 240 с.
  20. Ющук, Е. Конкурентная разведка: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Ющука, А.А. Мальцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. – Ч.2. – 224 c.

Дополнительная литература

  1. Бергер, И. Заразительный. Психология сарафанного радио / И. Бергер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
  2. Веселов, А. Фабрика фальшивых новостей [Электронный ресурс] / А. Веселов // РИА «Новости». – Режим доступа: https://ria.ru/mediawars/20170925/1505229465.html. – Дата доступа: 20.05.2018.
  3. Иванова, Е.Н. Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Е.Н. Иванова; НИУ ВШЭ. – Москва, 2011. – 26 с.
  4. Идлис, Ю. Рунет. Сотворенные кумиры / Ю. Идлис. – М.: Альпина нон-фикшн, 2010. – 586 с.
  5. Коваленко, В. Пиар на провокациях: исследование на примере Aviasales [Электронный ресурс] / В. Коваленко // Cossa. – Режим доступа: https://www.cossa.ru/trends/167233/. – Дата доступа: 20.05.2018.
  6. Лебедев, М. Тролли против клик-ферм: как соцсети искажают реальность в эпоху «постправды» [Электронный ресурс] / М. Лебедев // Афиша. Daily. – Режим доступа: https://daily.afisha.ru/technology/3711-trolli-protiv-klik-ferm-kak-socseti-iskazhayut-realnost-v-epohu-postpravdy/. – Дата доступа: 20.05.2018.
  7. О’Рейли, Т. Что такое Web2.0? [Электронный ресурс] / Т. О’Рейли // Журнал Компьютерра. – Режим доступа: http://old.computerra.ru/think/234100. – Дата доступа: 20.05.2018.
  8. Пустовалов, А.В. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом / А.В. Пустовалов, И.А. Березина // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2013. – № 1. – С. 40–52.
  9. Распопова, С. Фейковые новости: учебное пособие для вузов / С. Распопова, Е. Богдан. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 112 с.
  10. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция / Г. Рейнгольд. – Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. – 416 с.
  11. Степанов, В. Instagram для журналистов [Электронный ресурс] / В. Степанов. – Режим доступа: http://vk.com/doc5932578_230965435. – Дата доступа: 20.05.2018.
  12. Степанов, В. Twitter для журналистов [Электронный ресурс] / В. Степанов. – Режим доступа: http://vk.com/doc5932578_131817047. – Дата доступа: 20.05.2018.
  13. Филлипс, У. Трололо: Нельзя просто так взять и выпустить книгу про троллинг / У. Филлипс. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 300 с.
  14. Цукерман, Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху / Э. Цукерман. – М.: GARAGE x AdMarginem, 2015. – 320 с.
  15. Bowman, S. We media. How audiences are shaping the future of news and information [Электронный ресурс] / S. Bowman, C. Willis. – Режим доступа: http://www.hypergene.net/wemedia/download/we_media.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  16. 2017 Global Social Journalism Study [Электронный ресурс] // Cision. – Режим доступа: https://www.cision.com/content/dam/cision/Resources/white-papers/SJS_Interactive_Final2.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  17. Domingo, D., Heinone. A. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries / D. Domingo, A. Heinone // Nordicom Review. – 2008. – №29 (1). – P. 3–15.
  18. Gillmor, D. We the Media. Grassroots Journalism by the People, for the People / D. Gillmor. – O’Reilly Media, 2004. – 320 p.
  19. Reuters Institute Digital News Report 2017 [Электронный ресурс] // Reuters Institute. – Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  20. Shirky, C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations / C. Shirky. – Penguin Press, 2008. – 336 p.
  21. Silverman, C. Verification Handbook: Necessary tools for breaking news [Электронный ресурс] / C. Silverman, R. Tsubaki // Verificationhandbook.com. – http://verificationhandbook.com/downloads/verification.handbook.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  22. Tapscott, D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World / D. Tapscott. – McGraw-Hill Education, 2009. – 368 p.
  23. The State of Social Marketing 2017. [Электронный ресурс] // Simply Measured. – Режим доступа: https://get.simplymeasured.com/rs/135-YGJ-288/images/SM_StateOfSocial-2017.pdf. – Дата доступа: 20.05.2018.
  24. Wilson, L. When Blogs Become Organizations / L. Wilson, S. Parrott, T. Meade // Journalism. – № 12. – P. 243–259.

Практические занятия

Задания, тесты и упражнения доступны пользователям электронного образовательного портала БГУ

Темы рефератов

  1. Тенденции развития социальных интернет-платформ
  2. Web 3.0: обзор концепций
  3. История социальных медиа до 2000-х гг.
  4. Этика и этикет поведения журналиста в социальных медиа
  5. Белорусский рынок медийных исследований (общая характеристика)
  6. Пионеры Web 2.0 в Байнете (создатели социальных сервисов и активисты)
  7. Боты Telegram: потенциал для журналистской практики
  8. Экспансия зарубежных платформ Web 2.0 и проблема «цифрового суверенитета»
  9. Воздействие социальных медиа на психику и поведение человека (обзор научных исследований)
  10. Игра «Синий кит» как социально-психологический феномен
  11. Борьба с цифровыми технологиями: идеологи и практики неолуддизма
  12. Интернет-мемы и популярная культура
  13. Краудфандинг в социальных медиа
  14. Концепция «цифровой дипломатии»
  15. Социальные медиа и новые концепции журналистики (civic, citizen и т. д.)
  16. «Пиратское радио» – предшественник блогосферы
  17. Цикл развития медиаиндустрии (по книге Т. Ву «Главный рубильник»)
  18. Технологии формирования устойчивого онлайн-сообщества
  19. Системы мониторинга социальных медиа: обзор рынка
  20. Феномен фейковых новостей в социальных медиа
  21. Индустрия астротурфинга
  22. Технологии конкурентной разведки и OSINT в социальных медиа
  23. Правила оформления аккаунта во «ВКонтакте» (Facebook, Instagram и т. д.)
  24. Визуальный контент: источники, форматы, приложения для обработки
  25. Методы и технологии создания видеоконтента для социальных сервисов
  26. Обзор приложений для администрирования аккаунтов в социальных медиа
  27. Технологии маркетинга влияния (influencer marketing)
  28. Организация конкурсов на социальных платформах
  29. Инструменты конкурентного анализа в социальных медиа
  30. Методы и технологии управления репутацией СМИ в социальных медиа
  31. Редакторы социальных медиа в зарубежных СМИ (обзор персоналий)
  32. Правовое регулирование социальных медиа в Беларуси

Вопросы к зачету

  1. Понятие социальных медиа и их технологическая специфика. Идеология Web 2.0.
  2. Влияние сервисов Web 2.0 на информационную сферу и индустрию СМИ.
  3. Социальные медиа как инструмент в работе журналиста.
  4. Популярные в белорусском сегменте Интернета проекты Web 2.0: общая характеристика, портрет аудитории, функциональная ниша.
  5. Видеохостинг YouTube – конкурент традиционного телевидения.
  6. Интернет-мессенджеры: общая характеристика и место в медиасистеме.
  7. Белорусские социальные платформы.
  8. Психологические эффекты социальных медиа. Особенности поколений Y и Z.
  9. Социальные медиа как фактор социокультурных трансформаций.
  10. Феномен интернет-мемов, их потенциал для журналистской практики.
  11. Возможности сервисов Web 2.0 для политической коммуникации и PR.
  12. Общественный активизм в эпоху социальных медиа.
  13. Профессиональные блогеры и их место в системе массовых коммуникаций.
  14. Блогерство и гражданская журналистика: сходства и различия.
  15. Особенности архитектуры UGC-ресурсов. Платформы гражданской журналистики.
  16. Сообщества в социальных сетях как часть медиарынка. Специфика белорусского сегмента.
  17. Проблема качества информации в социальных медиа. Фейки, виртуалы. Проблема астротурфинга.
  18. Верификация контента из социальных медиа: основные подходы, методы, инструменты.
  19. Модели сбора пользовательского контента, применяемые СМИ.
  20. Организация процесса мониторинга социальных медиа в редакции СМИ.
  21. Функции UGC в журналистике. Пользовательский контент как зеркало общественных настроений.
  22. Формат вещания (контентная стратегия) СМИ в социальных медиа.
  23. Тизерный, нативный и заимствованный контент в аккаунтах СМИ.
  24. Продвижение СМИ в социальных медиа. «Черный» и «Белый» SMM.
  25. Методы и инструменты вирусного маркетинга. Критерии виральности контента.
  26. Технологии ситуативного маркетинга.
  27. Понятие социальной стратегии СМИ и ее основные компоненты.
  28. Система KPI. Наиболее популярные индикаторы и их особенности.
  29. Структура социальной редакции СМИ. Задачи редактора социальных медиа.
  30. Возможности для саморазвития и повышения квалификации в сфере социальных медиа.

Расписание занятий

22 - 28 Октябрь, 2018

Подисаться на рассылку курса

Получайте объявления, учебные материалы, задания на вашу электронную почту.